Презентация к конспекту урока по русскому языку на тему Глагол.


3 класс . . . Части речи глагол Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». Одно из королевств этой страны называется «Глагол».Глаголы делают нашу речь ясной и понятной. отгадайте загадку. летели птички собой невелички, рядом садились все люди дивились . . . Минутка чистописания яля яуя яяя ЯяЯягода яблоко языкЯзыком не торопись,торопись делом. Фонетический разбор слова ягода.Разобрать предложение по частям речи. Минутка чистописания Проверь себя! Языком не торопись , торопись делом. сущ. част. гл. гл. сущ ягода - 3 сл., 3гл., 2 согл., 5 б., 6 зв. Я | й| -согл.,мяг.,зв.,непарн. |а| - гл., уд.|г|- согл.,тв.,зв.,парн. |а| -гл., безуд. |д| - согл.,тв.,зв.,парн. |а| -гл., безуд О а Г Д Сам придумай Зайку ------------------------хозяйка, Под дождем ---------------зайка. Со скамейки------------------------, Весь до ниточки-------------------. / А.Барто. / остался бросила слезть не смог промок Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы. . Проверь себя. Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. / А. Барто. / . Что называется глаголом?Расскажите как изменяются глаголы? Вспомни! Запомни ! Слова ,которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?что делает? что делают? что делал? что делали? что сделал? что сделали? что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? называют глаголами. Глаголы изменяются по числам, по временам, а в прошедшем времени по родам. Число глаголов. Какие числа имеют глаголы? Раздели на группы. Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, посветит, потемнеют, прилетит, ловит,шёл, блестят. Запишите глаголы в два столбика по числам. Проверь себя. побежали посмотрели распевают потемнеют блестят разбудил прилетитпосветит ловит шёл ед. ч. мн. ч. Запомни! Глаголы изменяются по числам. Для обозначения действия одного предмета глаголы употребляются в единственном числе (ед. ч.) Для обозначения действия нескольких предметов глаголы употребляются во множественном числе (мн. ч.) Напиши слова. летит звениттечёт растёт учит играет спит ед. ч. мн. ч. Проверь себя. летят звенят текут растут учат играют спят Глаголы изменяются по числам. Побежали,разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, ловит, прилетели, идет, тает. На какие две группы можно разделить глаголы? Почему? Записать в два столбика. Раздели на группы. Проверь себя! побежали разбудил посмотрели потемнели прилетели распевают светит ловит тает идет прошедшее время настоящее время Допиши! Огурец созре- . Варенье кипе- . Мать говори- . Человек плы- . Песня звуча - . Радио говори- . Допишитеглаголы и определите время. Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? Что у них общего? Определите род глагола и выделите родовые окончания. Проверь себя! Огурец созрел. Варенье кипело. Мать говорила. Человек плыл. Песня звучала. Радио говорило. Образуй! Учить, выучить, крикнуть, кричать, бежать, везти, засверкать, расцвести. Что это за глаголы? Почему эти глаголы называются глаголами неопределенной формы? Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? Первый вариант записывает глаголы совершенного вида, второй вариант- глаголы несовершенного вида столбиком. Образуйте от них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Проверь себя! выучить крикнуть засверкать расцвести кричать бежать учить везти --------- ---------------------------кричитбежит учит везет выучил крикнул засверкалрасцвелкричал бегал учил вез выучит крикнет засверкает расцвететбудет кричать будет бежать будет учить будет везти Глаголы несовершенного вида . Неопр. ф. Наст.вр. Прош.вр. Будущ. вр. Глаголы совершенного вида. Неопр. ф. Наст. вр. Прош. вр. Будущ. вр. От глаголов совершенного вида нельзя образовать глаголы настоящего времени.От глаголов несовершенного вида можно образовать настоящее, прошедшее и будущее время. Запомни ! Все глаголы имеют начальную форму или неопределенную форму. Ученые назвали ее инфинитивом. Инфинитив отвечает на вопросы : что делать? что сделать? У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число, ни лицо. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? обозначают действия , которые уже совершили или обязательно совершат в будущем. Это глаголы совершенного вида.Глаголы несовершенного вида обзначают действия, которые не закончены. Они отвечают на вопрос что делать? . Игра. ь т ы л п о а н а к щ т я в м ш д т о н й н я о ю д о и р ь т е п о т п ь н т ь т с е и т д н т л о т е ь к й с м с и р й е д т п н о с и р п з т и е м о н а п а г а р с т о к ь т и д о х е р е п й м р л ь т и в о л м к Найдите 10 спрятанных глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их. ь т ы л п о а н а к щ т я в м ш д т о н й н я о ю д о и р ь т е п о т п ь н т ь т с е и т д н т л о т е ь к й с м с и р й е д т п н о с и р п з т и е м о н а п а г а р с т о к ь т и д о х е р е п й м р л ь т и в о л м к Проверь! Повтори! Что такое глагол? Как изменяется глагол?Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Вот и подошло к концу наше путешествие . До новых встреч!