Методическая разработка Контур управления образовательным учреждением.


Заместитель директора по УВР: Кондратенко О.Н.Декабрь, 2015г. Контур управления образовательным учреждением. 1. Установите цели 2. Составьте план, определите параметры и выполняйте задачи 3. Проводите мониторинг движения к цели 4. Действуйте в соответствии с результатами мониторинга Пересмотрите цели Откорректируйте задачи Ничего не изменяйте Этап 1. Установите цели (целеполагание). Цель – это планируемый результат (что мы собираемся достичь).Цели: -результата (что?)-процесса (как?)Цели процесса – это задачи! Цели должны соответствовать Критериям SMART Конкретные- ясные, четкие (Specific) Измеримые- как и чем будет измеряться успех (Measurable) Согласованные- с целями, миссией организации и людьми (Agreed) Реалистичные- достижимые с учетом имеющихся ограничений (Realistic) Определенные по времени (Timed) Этап 2. Планирование.«Планирование – это циклический итерационный процесс, имеющий своей целью разработку схемы будущей деятельности организации для достижения заданных результатов при установленном объеме ресурсов» Планирование – это процесс, который завершается составлением плана.Три основных компонента плана:1. Цели.2. Описание действий.3. Оценка ресурсов (кто, что, когда и как делает).Аспекты планирования.1. Аналитический процесс (тщательное продумывание, расчеты, размышления).2. Социальный процесс (стимулирование участия людей внутри и вне организации).Установление баланса между аналитическим и социальным аспектами - ключевой аспект любого процесса планирования. Модель планирования ЦЕЛЬ ОБЩАЯ ИДЕЯ РЕСУРСЫ ДЕЙСТВИЯ Уровни планирования Разработка стратегииПодход и направление действий для осуществления миссии организации. Оперативное планирование(Уровень конкретных задач). Бизнес-планированиеПрогноз доходов и затрат. Оперативное планирование. Этапы, методы, техники процесса планирования.1.Установка ясных целей (SMART).2. Определение задач (действий и их порядка осуществления). Мозговой штурм, побочное мышление, матрица оценки, дерево задач.3. Определение необходимых ресурсов. - время (диаграмма Ганта) - люди (матрица коммуникаций). - финансы. - информация.4. Составление рабочего плана. Проблемы и ограничения в планировании. Неясность цели.Дефицит информации.Изменение обстоятельств.Люди и политика. Полезные советыили способы обеспечения гибкости планирования (планирование на случай непредвиденных обстоятельств) 1.Знать, где можно быстро найти дополнительное оборудование и людей.2.Своевременно информировать исполнителей о неожиданном развитии событий, для того чтобы они сами решали свои проблемы.3. Исключить одновременное выполнение нескольких действий первостепенной важности.4. Намеренно зарезервировать время на ключевых этапах на случай небольших задержек.5. Обеспечить возможности планирования на основе самой надежной и свежей информации. Информация Финансовые затраты(ресурсы) Ответственные(человеческие ресурсы) Срок выполнения(время) Мероприятия(задачи) План – это документ, результат процесса планирования.Формат плана Цель: Этап 3. Проводите мониторинг движения к цели. Мониторинг – контроль, осуществляемый посредством процесса систематического наблюдения. Включает в себя установление стандартов, измерение (оценку)выполнения работы, сравнение показателей работы со стандартами. Методы сбора информации для мониторинга: наблюдение и личное участие регулярная отчетность отчеты об исключительных ситуациях опросы и обсуждения учетные записи и типовая статистика Типы оценки: оценка эффективности оценка процесса оценка влияния стратегическая оценка комбинированная оценка Этап 4. Действуйте в соответствие с результатами мониторинга: Пересмотрите целиПересмотрите методы мониторингаОткорректируйте задачиНичего не изменяйте 4. Принятие решений Факторы, влияющие на процесс принятия решенияЗнания и опытНаличие своевременной информацииСпособность применять специальные техники принятия решенийВремя для принятия решенияУровень полномочий (в широком смысле)Система ценностей (личные качества/воспитание/образование)Способность отстаивать принятое решение.Список можно продолжить… Структурированный подход к принятию решения 1 этап – ОПИСАНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ:Описание текущей ситуацииОписание желаемой ситуацииФормулировка проблемы2 этап – ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ:SMART3 этап – ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ:Генерация вариантовОпределение критериев оценкиОценка вариантовВыбор наилучшего варианта – принятие решения4 этап – ИНФОРМИРОВАНИЕ:Информирование ЗСПлан реализации5 этап – МОНИТОРИНГ Модель «5С» 1 этап – обдумывание (consider)2 этап - обсуждение (consult)3 этап– принятие решения (crunch)4 этап– информирование (communicate)5 этап– проверка (check) Подходы к принятию решений Модифицированный (ограниченное рассмотрение вариантов)Менее чем идеальный (на основе сравнения с предполагаемым «идеальным» вариантом)Интуитивный (опыт и здравый смысл)Метод отрицания (отклонение вариантов)Метод изменяющихся обстоятельств (если…, то…) Некоторые техники Простые:Двумерные спискиДерево решенийПричинно-следственная диаграммаМатрицаТворческие:Побочное мышлениеМозговой штурмШирокий взгляд:Консультации с другими Полезные советы Принимайте решения своего уровня ответственности.Обычные (запрограммированные) решения делегируйте другим.Выбирайте адекватные подходы и техники.Привлекайте к принятию решения других (чем больше людей принимают участие, тем вероятнее всего, что решения будут выполняться).Принимайте только качественные решения.Согласуйте принятые решения с другими людьми.Принимайте решения на основе достоверной информации.Помните, не бывает правильных или неправильных решений! Решения могут быть удовлетворительными и эффективными.