Презентация Проблемы адаптации детей к обучению в школе и пути их предупреждения и решения


Начало обучения ребенка  в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни: был ребенком, теперь стал школьником; учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой, такой, что расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Меняется социальный институт обучения и воспитания: Мышление становится доминирующей психической функцией.Ребенок мыслит конкретными категориями.Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Память: непроизвольное и произвольное Более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Внимание неустойчиво.Возможности волевого регулирования внимания у ребенка 6 лет ограничены.Моторные навыки развиты недостаточно Согласно с педагогическим словарем  адаптация к школе - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для нее являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве.Физиологическая адаптация - приспособление организма ребенка к новым условиям. Психологическая или психическая адаптация- приспособление ребенка  как личности к существованию в школе в соответствии с ее требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами.Осуществляется путем освоения норм и ценностей школьного коллектива.  Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения: установление контактов с учащимися, с учителем; овладение навыками учебной деятельности. Какую бы работу ни выполнял школьник,то ли умственная работа по усвоению новых знаний,то ли статическая нагрузка при длительном сидении,то ли психологическая нагрузка общения в большом коллективе, каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением, своей работой.Но возможности детского организма далеконе безграничны, а длительное напряжение исвязанная с ним усталость и переутомлениемогут наносить значительный ущерб здоровью ребенка. Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, бурно реагируют все системы организма. Эта "физиологическая буря" длится две-три недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и "берет в долг", что свидетельствует о чрезвычайно высокой "цене" платы за этот период. Поэтому учителю важно помнить о данной особенности. Второй этап - "буря" унимается, "цена" снижается. Заметное неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит определенные оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. . авторитарный (учитель "диктует" требования, не стимулирует инициативу и самостоятельность воспитанников);скандальный (учитель несдержан, повышает голос до крика; громко делает замечания, редко хвалит детей, акцентирует внимание на недостатках)непоследовательный (в учителя отношение к детям неодинаково: имеет любимцев и учеников, которых не любит, к которым может относиться пренебрежительно). В учителя с активно-позитивным стилем взаимоотношений адаптация, как правило, проходит успешно.Учителю следует отдавать приоритет гуманистическим, демократическим принципам управления учебно-воспитательным процессом, поскольку они в полной мере обеспечивают успешный ход процесса адаптации.Отношения между детьми в классе состоят в основном при содействии учителя. Физиологическая готовность означает физиологическую зрелость, состояние здоровья, достаточный уровень развития детского организма.Интеллектуальная готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка (аналитико-синтетические умения, умение устанавливать последовательность событий, уровень развития внимания, уровень развития памяти, развитие креативных умений).Эмоционально-волевая готовность определяется уровнем сформированности произвольности основных психических процессов и поведения, умением контролировать свои эмоции.Социальная готовность означает способность ребенка жить и развиваться в социальном окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации.Мотивационная готовность выражается в желании ребенка посещать школу, в готовности изменить свою дошкольную, игровую позицию."Не готовые" дети - это контингент риска иметь наибольшие трудности в адаптации. 2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывают негативных переживаний; понимает учебный материал, если учитель выражает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации.Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; учебный материал усваивает фрагментарно; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. 1. Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; старательный, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение. Решение проблемы школьной дезадаптации связано: с ранней диагностикой симптомов и факторов риска, с разработкой дифференцированных программ обучения, с поиском эффективных средств психолого-педагогической поддержки дезадаптированных учащихся. Цель психолого-педагогического сопровождения заключается в том, чтобы помочь каждому ученику социализироваться и адаптироваться к социальной среде путем оптимального развития его потенциальных возможностей.Дети имеют различные индивидуально-психологические особенности, интересы и склонности, различаются типом поведения и стилем деятельности, уровнем развития в целом, но каждый ребенок имеет право на проявление и полноценное развитие своего потенциала.