Презентация на тему Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста


Воспитатель МАДОУ №4 с. Чекмагуш Янгирова Г. Р. Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильногозвукопроизношения детейдошкольного возраста это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.Мелкая моторика  Отечественный физиолог В.М. Бехтерев всвоих работах доказал, что простыедвижения рук помогают снять умственнуюусталость, улучшают произношениемногих звуков, развивают речь ребёнка.Научное обоснование Доктор медицинских наук М. М. Кольцовадоказала, что систематические упражнения потренировке движений пальцев, являются«мощным средством» повышенияработоспособности головного мозга. Учёными была выявленазакономерность:если развитие движенийпальцев соответствует возрасту,то и речевое развитиенаходится в пределахнормы и наоборот. АктуальностьПростые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель«Рука – это своего рода внешний мозг» Кант. *Нитки, тесьма, веревки, платочки, шнурки, тканиСредства развития мелкой моторики *Пальчиковые игры, самомассаж , массаж с различными предметами(орехи, шишки, зубные щетки и т.д.)*Вода, бумага, песок, труд(уход за растениями, стирка кукольного белья и т.д.) *Счетные палочки, спички, ватные палочки, мозаика , шнуровки *Крупы, бусы, бисер, пуговицы , прищепки *Пластилин, соленое тесто, глина, нетрадиционная техника рисования*Пальчиковый театр, теневой театр*Графические диктанты, лабиринты, раскраски Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь. Я со своими детьми в группе использую различные формы работы. Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, тесто, составление узоров из семян, листьев и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движения, их точность.. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Дети вырезают, работают с шаблонами, с клеем. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. В нашей группе можно увидеть выставку с работами детей, которая часто обновляется новыми экспонатами. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. Большой интерес для детей представляет конструирование. Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию. Пазл – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие. Изготовление браслетов, бус, колечек из декоративных резинок. Использование разнообразных трафаретов. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать На математических занятиях устраиваем графические диктанты на листе в клетку. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  Для пальчиковой гимнастики используем карандаши, счётные палочки, шишки. Рисуем в воздухе пальчиком, ладонью. Дети делают массаж кисти и пальцев. Вывод Если заниматься с ребенком каждыйдень, то результат не заставит себя ждать.Дети смогут логически рассуждать, у нихбудут достаточно развиты память , внимание, и конечно же речь. Воспитанникибудут успешными в школе. Спасибо за внимание!