Презентация Инклюзивное образование: проблемы и перспективы


Инклюзивное образование :проблемы и перспективы Гракова Ирина АнатольевнаУчитель-логопед-дефектолог ГУ «Затобольскаясредняя школа №2» отдела образованияакимата Костанайского района Возникновение феномена совместного обучения (именно так, а не «интеграция») обычных детей и детей с проблемами в развитии было подготовлено широким распространением и внедрением в европейскую образовательную практику педагогических идейИ.Г.Песталоцци В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в Саламанкe (Испания) проводится Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования. Интегрированное обучение - совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществеИнклюзивное образование  - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями Основная цель инклюзивного образования –реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка Основные принципы инклюзивного образования Каждый имеет право на образованиеОбразование начинается с самого рожденияВсе дети могут учитьсяКаждый нуждается в помощи в процессе обученияДискриминационное отношение должно подвергаться критике. Необходимо готовить детей жить в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке. Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования  Международные законодательства:1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)3. Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.)4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)5. Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.)6. Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.)7. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.) Законодательная база Республики КазахстанЗакон РК «Об образовании» Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»3. Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»4. Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»5. Закон «О специальных социальных услугах»6. Государственная программа развития образования РК 2011-2020. Проблемы инклюзивного образования Неготовность системы образования к приему детей с особыми образовательными потребностями (нужна модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка, необходимы специальные оборудования)Обучение педагогов технологиям образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.Неготовность родителей других учащихся, работа по преодолению негативных стереотипов о детях с особыми образовательными потребностями. Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников. Проблема итоговой аттестации учащихсяМалая информативность формулировки диагноза с точки зрения патогенеза, коррекции и прогноза.  Несовершенство нормативно-правовой базы; вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс; адаптация детей-инвалидов в современном обществе; создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями. Специальные условия , позволяющие удовлетворить особые образовательные потребности Формула Дэвида Митчелла ИО= В+О+5К+П+Рс+РкИО- инклюзивное образованиеВ – видение, готовность к видению инклюзивного образования в общеобразовательной школе, каждого принимают и считают важным членом коллектива О- определение в школу, включение детей в общий учебный процесс 5К -5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка , адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО. П - поддержка со стороны учителей, специалистов, детей и родителей.-Рс –ресуры . Все ресурсы в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями.- Рк – руководство на всех уровнях . Необходимо для работы всех выше перечисленных компонентов Успешность учителя инклюзивной школы Он достаточно гибокОн готов пробовать различные подходыОн уважает индивидуальные различияОн может слушать и принимать рекомендации других членов командыОн согласен работать в команде с другими специалистами. Факторы, способствующие успешному развитию инклюзивного образования Демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личностиСоздание адекватных специальных образовательных условий и особых условий жизнедеятельности в структуре массовой школы.Ненасильственный характер протекания инклюзивных процессов, возможность выбора гарантированного перечня специальных образовательных услуг в системе общего образованияГотовность общества в целом, отдельных людей к инклюзивным процессам, к взаимодействию с людьми с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с особенными образовательными потребностями, но и всей системы образования Используемая литература и интернет ресурсы 1. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: зам.директора по УВР Кузгибекова Г.М., учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.31с. Д.Митчелл. «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования.» М.: Перспектива 2011И.Г Елисеева «Инклюзивное образование»«Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования» Париж, ЮНЕСКО 2009Антонова М. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективыhttp://edu.mcfr.kz/article/787-qqq-16-m9-28-09-2016-osobennosti-pedagogicheskoy-raboty-s-detmi-ovz Творческих успехов в новых начинаниях!