Урок+ презентации обучающихся по русскому языку в 9 классе в рамках подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ ( устная часть) по теме Образ осени в живописи и музыке.


Образ осени в искусствеВыполнила ученица 9 класса гимназии «Томь» Михайловская Мария Цели и задачи работыРассмотреть некоторые произведения живописцев и композиторов на осеннюю тематикуОпределить роль осени в искусстве Винсент Ван Гог «Осенний пейзаж с четырьмя деревьями»1885РеализмПейзажХолст, масло64х89Рейксмузеум, Амстердам, НидерландыПрирода — единственная книга, все страницы которой полны глу­бокого содержания. (И. В. Гете) Образ осени в искусствеОсень – излюбленное время года всех людей, связанных с искусством – художников, поэтов, композиторов – ведь именно осенью человек становится особенно задумчив и меланхоличен. Это время года характеризуется повсеместным приливом чувств. Подъём чувств предвещает прилив вдохновения – поэтому так много произведений искусства посвящено именно этому времени года. Унылые пейзажи навевают тоску и тяжёлые мысли, это служит толчком для выплеска эмоций – у кого-то на холст, у кого-то на нотные листы. Но осень приносит нам не только сырую погоду и непрерывные дожди – есть у неё в запасе и ясные деньки, когда нарядные деревья особенно красивы в последних лучах солнца. И эти последние проблески жизни перед долгой и трудной зимой вдохновляют творческих людей не меньше, чем серые и печальные дни поздней осени. В. Серов «Портрет художника И.И. Левитана»1893Реализм Портрет Холст, масло82х86Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Эссе об И. И. Левитане Всем известно, что Исаак Левитан был евреем. Дважды изгнанный из Москвы, презираемый учителями, считавшими, что «еврей не может доподлинно писать природу России», Левитан стал самым что ни на есть русским пейзажистом, узнаваемым во всём мире. Российская природа была родной для Левитана, несмотря на его национальность. Он не стремился писать безупречные итальянские пейзажи, как основная масса русских художников того времени, считавших природу России недостаточно утончённой для того, чтобы запечатлевать её на своих полотнах. Нелёгкой была судьба Левитана. Родился он в многодетной семье, денег на жизнь не хватало, не говоря уже об образовании, однако ему удалось поступить в училище живописи, ваяния и зодчества в тринадцатилетнем возрасте. Левитан никогда не женился, у него не было детей. Часто художник страдал от депрессий, страдал от его врождённого недуга – порока сердца. Левитан дважды даже пытался застрелиться, но рядом с ним всегда был и поддерживал хороший друг художника Антон Павлович Чехов. Жизнь художника была небогата на события. Он побывал в Крыму и на Волге, попутешествовал по Европе, но никакие заграничные пейзажи не могли затмить для него неброскую красоту природы средней полосы России, которую всю жизнь любил и воспевал Левитан. И.И. Левитан «Золотая осень»1895РеализмПейзажХолст, масло82х126Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники»1879РеализмПейзажХолст, масло63,5х50Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия И. Репин «Портрет художника В.Д. Поленова»1877РеализмПортретХолст, масло65х80Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Эссе о В.Д. Поленове Василий Дмитриевич Поленов родился в культурной дворянской семье. Заметный отпечаток на творчестве оставили поездки Поленова к бабушке В.Н. Воейковой в Ольшанку Тамбовской губернии, где бабушка всячески поощряла занятия Василия и его сестры Елены, которая тоже в последствии стала художником, живописью. Поленов был разносторонним человеком – закончил физико-математический и юридический факультеты, увлекался оперой и сам пел в хоре, любил творчество Вагнера, сочинял музыкальные произведения, посещал лекции по анатомии и геометрии. Художник много путешествовал, открывая для себя новые задачи пейзажной живописи. Живописец родился в городе, поэтому ему всегда хотелось жить на лоне природы. Он приобрёл небольшое имение на Оке, там он много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь. Критики часто говорили о том, что в Поленове «сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим», что объясняется его частыми путешествиями, а также широтой его мысли и таланта. В.Д. Поленов «Золотая осень»1893РеализмПейзаж Холст, масло77х124Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Россия Сравнение осенних картин И. Левитана и В. Поленова Осень занимает важное место в искусстве, в живописи в частности. Многие русские художники изображали это величественное время года на своих полотнах. Для сравнения я взяла картину И. Левитана «Золотая осень» и одноимённую картину В. Поленова. «Золотая осень» Левитана – одна из самых популярных его картин. На данном полотне живописец изображает солнечный осенний день, насыщенный яркими красками. Посмотрев на эту картину, возникает чувство тепла, что достигается использованием художником тёплой гаммы цветов – охристо-жёлтый, коричневато-оранжевый, серовато-зелёный. Палитру, используемую Левитаном, можно назвать яркой, но именно в осеннем смысле этого слова – цвета не такие насыщенные, как летом, они будто подёрнуты прозрачной дымкой сжигаемой осенью травы. Оттенки спокойные, но это не умаляет торжественности неброской русской природы. На одноимённой картине Поленова, по моему мнению, изображена более ранняя пора осени. Художник использует более насыщенные цвета, ближе к летним. На полотне можно заметить обилие ещё совсем зелёных деревьев, нетронутых рукой осени. Воздух более прозрачный. Данное полотно будто бы ещё не покинул незримый дух лета. После сравнения данных картин я поняла, что одно и то же время года каждый художник видит по-разному. Любой живописец стремится передать разные настроения в своих полотнах посредством различных оттенков. Образ осени в музыке Не только живописцы и поэты воспевают осень в своих произведениях, но и композиторы. Сколько отечественных и иностранных классиков посвятили этому времени года грандиозных симфоний! Осенние проливные дожди – струящиеся звуки струнных инструментов, мощные ветра – медные-духовые. У музыкантов такой же богатый набор средств выразительности, как у художников красок, а у поэтов слов. Ноты позволяют представить какие-либо состояния природы не менее точно, чем оттенки на полотнах живописцев или тропы в строках художников слова. П.И. Чайковский Пётр Ильич Чайковский – русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни. П.И. Чайковский. Осень Данное музыкальное произведение сразу начинается очень медленно, печально. Для автора этой композиции осень – время года тоскливое, унылое и грустное. Нежные звуки фортепиано напоминают удары капель дождя о крышу. Мелодия навевает осеннюю меланхолию. В целом само произведение довольно однообразно, что олицетворяет медленное течение осенних дней, таких похожих друг на друга – дождливых, пасмурных и промозглых. Антонио ВивальдиАнто́нио Лучо Вива́льди — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года». Антонио Вивальди. Осень Данное музыкальное произведение начинается энергично, весело, ведь начало осени больше похоже на лето, как по настроению, так и по внешнему виду. Поэтому сохраняется быстрый ритм, высокие ноты, что передаёт задор, характерный для позднего лета и ранней осени. Далее музыка приобретает стремительный, тревожный ритм, напоминающий погоню. Ноты становятся ниже, глубже. Это ознаменовывает переход от ранней осени к более поздней. В обилии текучих звуков струнных инструментов слышится осенний ливень, духовые инструменты олицетворяют порывы ветра. Затем музыка становится медленной и печальной – настала поздняя осень. Пора, когда всё вокруг становится бесцветным и унылым. Ноты совсем низкие, ритм неторопливый. Музыка похожа на серые дни, которые, кажется, тянутся так долго, с приходом поздней осени. В конце мы слышим ту же самую мелодию, что и в самом начале, что указывает на отношение автора данного музыкального произведения к этому времени года – композитор считает, что осень хоть и тоскливое время года, но он его всё равно любит, потому что неважно, какая погода за окном, главное – какая погода у человека в душе. И сквозь затяжные осенние дожди можно пронести огонёк летнего задора у себя внутри и поделится им с другими. Сравнение осенних музыкальных композиций П.И. Чайковского и Антонио Вивальди Такое величественное время года, как осень, часто становилось источником вдохновения для многих композиторов. Для сравнения я взяла музыкальные композиции, посвящённые осени, авторства П.И. Чайковского и Антонио Вивальди. Отечественный композитор раскрывает перед нами осень, как царственное, величавое время года. Осень Чайковского полна благородной печали, тоски. Композитор передаёт нам процесс увядания всего живого, используя грустные звуки фортепиано, напоминающие стук дождя по крыше, и медленный ритм произведения. Композиция итальянского композитора позволяет нам рассмотреть осень с разных сторон – ранняя осень полна задора, в начале произведения может показаться, что оно посвящено летнему периоду, а не осени. Но энергичность начала осени сменяется томными и тоскливыми звуками поздней осени. Осень Вивальди отличается многогранностью настроений. Оба композитора раскрыли перед слушателями одно время года, но, тем не менее, музыкальные композиции получились очень разными. Это объясняется тем, что любой человек видит одно и то же под разными углами, поэтому искусство, в частности музыка, настолько разносторонне. Bombay Bicycle Club - AutumnBombay Bicycle Club – британская группа из Лондона, исполняющая инди-рок. С осенью данная песня связанна только названием, однако в смысле песни содержится метафора на это время года – в тексте песни говорится об изменениях в жизни, о том, что нужно не останавливаться и идти дальше. (Наталья Николаевна, извиняюсь, что пока без клипов и музыкальных произведений, с домашнего компьютера не имею возможности вставить их в презентацию) Моя осень Я рассуждала о том, какую роль осень играет для великих деятелей искусства, а что же она значит лично для меня? В первую очередь, осень для меня – конец летнему легкомыслию. Начало учебного года оказывает на меня тонизирующее действие, приводит в чувства после летнего безделья. Естественно, это время года характеризуется значительными изменениями природы, что не может не вызывать отклика в душе человека. Я люблю мрачную, дождливую осень (однако тёплые, солнечные деньки радуют всегда, независимо от времени года). Созерцание повсеместного умирания, вроде серых листьев под ногами, полуголых деревьев и вечно плачущего неба, так и шепчет – memento mori. Медленно, но верно, наступающие осенние холода играют роль своеобразного нашатырного спирта для человеческого сознания. Летом мало кто задумывается вообще о чём-либо, на это просто нет времени. А осень в свою очередь – время подведения итогов, время анализа и глубоких раздумий, пробуждения сознания. Приходя, осень накрывает всех и вся волной меланхолии. Во время этого цунами, я, по всей видимости, нахожусь у самого дна, потому что меня накрывает больше всех. Я люблю эту меланхолию, мне в ней приятно находится. В ней плаваешь, словно в формалине, и не хочется вынырнуть даже на мгновение из её толщи, чтобы сделать вдох, настолько эмоциональная часть души за лето истощается, изнашивается от количества пережитых моментов и испытанных при этом чувств, что ты без боя, не сопротивляясь, отдаёшься в руки осенних, местами апатичных, но в то же время исцеляющих настроений. И такое состояние для меня, что весьма странно, служит для меня чем-то вроде восстановления сил. Наверное потому, что осенью количество событий, требующих эмоциональной деятельности, снижается до минимума. Осень – отпуск для отдела моего мозга, отвечающего за чувства. Моё видение этого времени года может показаться слишком мрачным, но я по натуре неисправимый меланхолик, так что всё вышеописанное, что тоже очень странно, ложится слоем бальзама мне на душу, который согревает меня долгой зимой, готовит к новым впечатлениям в следующем году.