Презентация Проект «Сюжетная музыкально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство развития песенного творчества»
ПРОЕКТ«Сюжетная музыкально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство развития песенного творчества» МОСКВА 2014 Актуальность: Вся наша жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непознанного и скрытого. Проблема творчества - одна из скрытых проблем педагогики. Сегодня особо остро ощущается необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования, т.к. федеральный стандарт дошкольного образования диктует нам это как целевой ориентир в развитии дошкольника. И именно поэтому начало должно быть связано с периодом дошкольного детства – сензитивного в формировании творческой направленности личности. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном детстве. Одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики является развитие песенного творчества детей дошкольного возраста. Современная жизнь все чаще требует от общества появления музыкально грамотного поколения людей, способных преодолевать привычные стереотипы в сочинительстве, которое в дальнейшем будет только повышать музыкальную культуру данного общества. Проблема развития детского песенного творчества была предметом исследования многих педагогов и психологов (Б.Асафьев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, О.П.Радынова, Б.Теплов, Метлов, Л.Волкова). Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Песенное творчество детей, как бы ни было скромно по своим результатам всегда выражает их переживания, рожденные жизнью. Песенное творчество - путь формирования музыкальности детей. В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает музыкальный опыт. Б.Теплов говорил о составляющих музыкальности: это способы усвоения этого музыкального опыта в сочетании со способностями. Н.А. Ветлугина в своих многочисленных исследованиях рассматривает те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной музыкальной деятельности. В их число входит и творчество детей, т.е. творческие способности, а именно творческое воображение, способность к импровизации и т.д. Также Б.Теплов в своих работах говорит о продуктивности творчества детей дошкольного возраста. Особую роль приобретает сама музыка, оказывающая различное влияние на детей как результат накопления жизненных впечатлений, как образец, который должен отличаться определенными качествами, чтобы служить побудителями песенного творчества. Оно происходит как бы внезапно и на первый взгляд представляется менее управляемым, т.к. носит импровизационный характер. Лишь при разнообразном сочетании педагогических воздействий дети побуждаются к творчеству. (Ветлугина) Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребенка. Ю.Косенко: Вместе с тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение ребенка к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими - в игровой деятельности. Несомненно то, что пение и игра должны быть взаимосвязаны, т.к. пение можно и нужно развивать в игре. На данный момент исследовано и разработано мало методик по развитию песенного творчества в игре. Существует такая разновидность музыкальных игр как игры с пением. В них же рекомендует развивать и песенное творчество А.Г.Гогоберидзе в своей работе “Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр”. Также основательно изучены и разработаны методы и приемы обучения детей дошкольного возраста песенному творчеству через упражнения по развитию музыкально - слуховых представлений (Н.Ветлугина, О.Радынова). Сюжетная музыкально-игровая деятельность как процесс развития песенных творческих способностей ребенка дошкольного возраста является процессуальной. Важнейшим в детском песенном творчестве считается процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над музыкальным воплощением образа происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, слуховой и эмоциональный контроль, формируются высшие произвольные психические функции. А также совершенствуются артистические навыки детей, в плане переживания и музыкального воплощения образа. Практика работы показывает, что крайне редко сюжетные музыкальные игры сопровождаются творческими песенными проявлениями дошкольников. Дети, участвуя в данной деятельности, воспроизводят готовые образцы, т.е. исполняют песни, созданные композиторами. В этом случае трудно говорить и о творчестве в пении при раскрытии образа персонажа. Таким образом, становится актуальным поиск такого взаимодействия с ребенком-дошкольником, которое бы способствовало развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетных музыкальных игр. Направления работы по программе «Столичное образование - 6» Создание условий для учебной и социальной успешности каждого воспитанника;- Вовлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов города Москвы в образование и социализацию детей Задачи:1. Изучить проблему развития детского песенного творчества в психолого-педагогической литературе;2. Изучить особенности песенного творчества детей 7 года жизни;3. Разработать и экспериментально проверить систему работы, способствующую развитию песенного творчества детей 7 лет в сюжетных музыкальных играх;4. Изучить влияние детских сюжетные музыкальные игры на развитие их песенного творчества детей. Цель: Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетной музыкально-игровой деятельности. Изучение проблемы развития детского песенного творчества в психолого-педагогической литературе Воображение ребенка изначально и постоянно связано с действительностью. Происхождение и функционирование воображения детерминировано развивающейся деятельностью ребенка-дошкольника, и прежде всего игровой. Воображение носит активный, направленный характер, будучи изначально связано с развитием мотивационно-потребностной сферы личности. И, наконец, воображение - социально обусловленный процесс как по своему происхождению, так и по своему содержанию.При оценке детского творчества необходимо обращать внимание на направленность воображения детей и на сочетание оригинальности образов воображения с их вариативностью. А так же возможно повышение уровня воображения путем организованного обучения. “Познавательное” воображение претерпевает в старшем дошкольном возрасте качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи.Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.Творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Значение изобразительно-выразительной функции в детском песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное формирование песенного творчества. 1. Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступенное движение). 2. Начатки ладовой организации: пение в заданной тональности ( по заданному звуку, по тональной настройке фортепианного вступления), тяготение к тонике при заключении мелодии, сочетание устойчивых/неустойчивых звуков, доминирование первых, мажорные (преимущественно) и минорные. 3. Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных/безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом отношении. 4. Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии. 5. Первичная структура песни: построение коротких музыкальные фраз, предложений, своевременная реакция на фортепианное вступление и заключение. Роль педагога: Формирование музыкально - творческих способностей предполагает иные отношения взрослого и ребенка по сравнению с теми, которые складываются в процессе других видов деятельности (игра, обучение, труд). Как всякое художественное детское творчество оно требует совместных действий, “сотворчества” взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок включается вначале в выполнение отдельных творческих заданий, участвуют в сочинении отдельных составных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже все необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой ее простейшей форме. Видоизменяется характер факторов, стимулирующих детей к творчеству. Происходит смена мотивов, которыми они побуждаются к творчеству; интерес к процессу, стремление правдиво и непринужденно выражать чувства, желание действовать, играть “в композиторы” сменяется мотивами общественного значения: “Сочиним для праздника”. Развитие песенного творчества детей в условияхсюжетных музыкальных игр возможно при реализации определенной методики работы, которая включает:Развитие умений, лежащих в основе сюжетной музыкальной деятельности (развитие музыкально-слуховых представлений, понимание образа игрового персонажа, технические навыки);Побуждение детей к песенным импровизациям в процессе сюжетных музыкальных игр;Обеспечение условий для самостоятельных творческих проявлений детей в пении; 2 этап- Сюжетные музыкальные игры, направленные на развитие песенного творчества: 1. Игры 1 уровня - игры на импровизации детьми простейших интонаций, требующие несложной передачи образа,.2. Игры 2 уровня - игры, направленные на формирование у детей умений импровизировать небольшие фразы, вопросы и ответы. 3. Игры 3 уровня - игры, направленные на формирование у детей умений импровизировать контрастные по характеру попевки на заданный текст, технические навыки в играх.4. Игры 4 уровня – игры, направленные на формирование у детей умений импровизировать на заданный стихотворный текст и текст в прозе, технические навыки в играх. 3 этап (начальная школа)- Участие детей в постановке мюзиклов, театральных музыкальных импровизациях и т.д. 1 этап- Музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-слуховых знаний; 1 этапРабота по реализации поставленных задач начиналась с накопления музыкально-слухового опыта детей (использование упражнений и музыкально - дидактических игр на развитие слуха и голоса детей); Музыкально-дидактическая игра «В порту» на развитие ритмического чувства Музыкально-дидактическая игра «Настроение» на развитие ладового чувства Музыкально-дидактическая игра «Забрось солнышко на небо» на развитие звуковысотности Музыкально-дидактическая игра «Три марша» на развитие тембрового слуха 2 этап 1. Развитие у детей умения звукоподражать игровым образам;2. Развитие у детей умений импровизировать вопросы и ответы в сюжетных музыкальных играх;3. Развитие у детей умений сочинять попевки контрастного характера на заданный текст, попевки определенного жанра в ходе сюжетных музыкальных игр; 4. Побуждение детей к самостоятельности и оригинальности в песенном творчестве.На этом этапе необходимо сориентировать ребенка в новых для него преднамеренных творческих действиях, в которых бы он при передаче образа персонажа пользовался не готовыми песнями, сочиненными профессиональными композиторами, а озвучивал бы героя сам, творчески импровизируя для него характерную песенку.Для этого мы разделили сюжетные музыкальные игры на 3 уровня по мере роста их сложности:Игры 1 уровня - игры на импровизации детьми простейших интонаций, требующие несложной передачи образа: “Маленький клоун”, “Слово на ладошках”, “Скоро поезд отойдет”, “Лягушка”.Игры 2 уровня - игры, направленные на формирование у детей умений импровизировать небольшие фразы, вопросы и ответы: “Хитрая лисичка”, “Болтушки”, “Козы”, “Гуси-гусаки”.Игры 3 уровня - игры, направленные на формирование у детей умений импровизировать контрастные попевки на заданный текст : “Пес Барбос и птички”, “Кискино горе”, “Жук”, “Дождик”, “Солдатик оловянный”, “Пых”, “Баба-Яга”; попевки определенного жанра на заданный текст: “Ходим кругом”, “Что приснилось Жене?” Организация среды, стимулирующей развитие песенного творчества в самостоятельной деятельности. С целью стимулирования песенных творческих проявлений, в группе необходимо оформить игровой уголок и уголок театра, использовать приемы активизации внимания и интереса детей:1. Внесение новых костюмов в театральный уголок;2. Использование приема “Что нового появилось?” (обратить внимание детей на появление новых вещей: атрибутов, масок в игровом и театральном уголках).3. Изготовление элементов декораций, атрибутов и масок к сюжетным играм совместно с детьми во время свободной деятельности. 3 этап - преемственность (начальная школа)Участие детей выпускников детского сада в постановках мюзиклов, театральных музыкальных импровизациях и т.д. на этапе обучения в начальной школе образовательного комплекса. Литература: Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.—М., 1981. Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5—7 лет. Песенное творчество детей 5—7 лет // Художественное творчество в детском саду.— М., 1974.— С. 107—120. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982. Квитницкая Е. Н. Развитие музыкального слуха — условие формирования песенного творчества // Художественное творчество в детском саду.— М., 1974.—С. 20—28. Лукьянова М. Б. Творчество детей в танцах // Художественное творчество в детском саду.— М., 1974.— С. 29—32. Сборники музыкального и литературного репертуара:Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.— М., 1972, 1985. Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.— М., 1981, 1983, 1984. Учите детей петь / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина.— М., 1986, 1987, 1988. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной.—М., 1985.Солнышко-ведрышко / Сост. М. А. Медведева.— М., 1984.