Презентация: Пространственно — временной компонент
Пространственно – временной компонент. Учитель начальных классов Черепанова Т.В. Пространственно-временной компонент: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы развития воспитательной системы. Предметно – материальная среда. Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса является кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива . Эмоционально – психологическая среда. Все учителя должны позаботится об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса. . Целесообразность такого подхода объясняется тем, что у ребенка еще не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе, что он еще не убежден в правильности своего ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Связи и отношения класса с другими классами и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Место и роль класса в воспитательном пространстве школы. При моделировании и построении воспитательных систем школы и класса необходимо учитывать характер и тенденции взаимодействия в процессе становления и развития этих системных образований.Создание системы образовательного учреждения начинается в более ранние сроки, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений. Классному руководителю и другим членам классного сообщества должны быть известны цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общешкольном коллективе. Четыре этапа в развитии воспитательной системы класса: - первый этап - проектирование системы; - второй этап - становление системы; - третий этап - стабильное функционирование системы; - четвертый этап - завершение функционирования или коренное обновление системы. Этапы развития воспитательной системы Этапы. Преобладающий вид деятельности. 1. Проектирование системы Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного коллектива, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности коллектива. 2. Становление системы Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирование форм и способов совместной деятельности, взращивание традиций коллектива. 3. Стабильное функционирование Система начинает соответствовать проектному замыслу, доминирующий вид деятельности формирует «лицо» класса, жизнь классного коллектива строится на основе традиций. 4. Завершение функционирования или обновление системы Характерны две тенденции: - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; - искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе. Вопрос. Как сделать так, чтобы у каждого класса было свое «место жительства»?Какую информацию о классе и в какой форме должен содержать в себе кабинет?