Презентация по швейному делу на тему Коррекционно -развивающее обучение детей с нарушением интеллекта в процессе дидактических игр на уроках швейного дела


Ситникова О. Г., учитель трудового обученияГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная)школа-интернат» Коррекционно -развивающее обучение детей с нарушением интеллекта в процессе дидактических игр на уроках швейного дела «Клуб Почемучек»Цель: развитие словесно-логического мышления, диалогической речи, увеличение объема долговременной памяти. На этапе закрепления пройденного на уроке материала ученицам предлагается задавать друг другу вопросы. Вопрос должен быть поставлен четко, ясно. Предложение ответа должно быть составлено правильно, грамотно. Непременное условие: ученица, задавая вопрос должна знать ответ на него, т.к. в случае, если ответа не последует, ей надо будет самой ответить на свой вопрос. «Модельер». Цель: развитие умения сравнивать и анализировать, развитие мыслительной и творческой деятельности, полноты восприятия, эстетического и художественного вкуса. Сделать альбом из 5-6 листов белой бумаги. На все страницы альбома перевести шаблон изделия, причем линия талии везде должна совпадать. Для этого через все страницы альбома сделать проколы, разрезать листы по проколам. Нарисовать модели, раскрасить их. Цвет ткани во всех моделях один и тот же, а отделка разная. Листая разрезанные страницы, и совмещая их верхние и нижние части, можно создавать новые модели. В верхнем правом углу каждой страницы поставить буквы А, Б, В, Г… Внизу справа страницы пронумеровать 1, 2, 3, 4… Оставив верхнюю часть страницы А неподвижной, перелистывать нижнюю часть – 1, 2, 3… Так же поступать со страницами Б, В, Г… Заполни таблицу 1, отметив знаком «+»соответствие в отделке верхней и нижней частей изделия и знаком «-» - несоответствие. Поясни свой выбор. Нижняя часть стр. Верхняя часть страницы А Б В Г Д Е Ж З И 1 2 3 4 «Пазлы».Цель: развитие умения восстановления целого из частей, развитие целенаправленности в работе, развитие зрительной пространственной памяти и ориентации, развитие внимания, усидчивости. Эту игру можно использовать для проверки знаний учащихся, умения строить чертеж швейного изделия. Для этого чертеж изделия разрезается на части, перемешивается. Ученицы должны собрать чертеж. Работа осуществляется без образца. «Технолог».Цель: развитие логического мышления через создание проблемной ситуации, развитие умения анализировать свои действия, давая словесный отчет о выполнении задания. При решении этой задачи используется принцип проблемного обучения. На этапе обработки нижнего среза ночной сорочки учащиеся получают задание обработать низ фигурной формы. Ученицы выполняют известные им способы обработки края изделия и приходят к выводу, что в некоторых моделях он не пригоден. Возникает несоответствие между известными и неизвестными способами действия. Учащиеся ищут варианты выполнения задания и в результате приходят к правильному решению. «Сравнение понятий».Цель: определение степени сформированности процессов анализа и синтеза, умение обобщать. Необходимо сравнить две модели, указать на их сходство и различия. Выясняя свойства понятий, ученица должна назвать общий существенный признак. «Установление последовательности событий». Цель: развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Карточки с изображением операций по изготовлению какого-либо изделия раскладываются в случайном порядке. Необходимо определить, в каком порядке должны следовать карточки одна за другой, чтобы получилось изделие, и положить их правильно, то есть установить технологическую последовательность изготовления того или иного изделия. «Что не подходит».Цель: развитие умения исключать лишнее, устанавливать логические связи. нитка рука_____ _______________ Игла ворот, рукав, платье Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу - три слова. Нужно выбрать из этих трех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева. «Найди пару».Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение А – шерстяная 1- воротник Б – условные 2-обтачкаВ – отложной 3-тканьГ – подкройная 4-линия На листе бумаги в столбце слева написаны первые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено своей буквой. В столбце справа написаны вторые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено цифрой. Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.  «Исключение понятий». Цель: развитие процессов обобщения и исключения, развитие внимания, речи, восприятия. Обтачать, стачать, застрочить, сметать, втачать. Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой, и их можно объединить одним названием. Надо найти неподходящее слово и сказать, как можно назвать остальные четыре.   «Логический поезд».Цель: развитие вариативного мышления, операций анализа и синтеза, связной устной речи. Для игры берутся карточки единого формата с изображениями различных предметов и изделий, относящихся к швейному делу. Выкладывается первая карточка – «паровоз». Затем ученицы по очереди выбирают карточки – «вагоны». Присоединить вагон к составу можно, объяснив, что общего у данного изображения с предыдущим «Опиши Фасон».Цель: развитие креативности мышления, процессов сравнения; точности, полноты восприятия. Ученицам предлагается рассмотреть модели, найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видов отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им подумать и придумать новые фасоны, зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают лучшую модель. «Разыскивается».Цель: развитие операции анализа и синтеза, умение выделять их общего частное, формирование связных высказываний, развитие внимания. В соответствии с темой урока ученицам предлагаются разные модели, изображающие одно и то же изделие, имеющее небольшие отличия. Учитель читает описание модели изделия, а ученицы ищут соответствующее изделие, свой выбор обосновывают. «Примите заказ».Цель: развитие процессов анализа и сравнения развитие полноты, точности восприятия, развитие внимания, творческого воображения К доске вызывается одна ученица. Ей дается карточка с моделью изделия (например, платья). Она должна описать это изделие, а все остальные ученицы по этому описанию должны выполнить эскизы. Изображения исходное и полученные в результате игры сравниваются. Можно предложить ученицам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не совсем точно передана информация, не точно ее отобразили).   «Где мое место?». Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие памяти, внимания На листе бумаги изображены изделия, которые учащиеся изготавливают на уроках швейного дела. Эти изделия имеют разное количество деталей кроя (от одной до четырех). В уголках листа расположены сундуки с цифрами 1, 2, 3, 4. Учащимся необходимо сгруппировать изделия по количеству деталей кроя и разложить по сундукам. В сундуке 1 «поселятся» изделия, имеющие 1 деталь кроя (салфетка, детский передник), в сундуке 2 - изделия, имеющие две детали кроя (топик) и т.д.  Спасибо за внимание