«Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи детей».


Бектемирова Салтанат БалгереевнаСтаж работы: 24 года Образование:ВысшееОрдена « Знак Почета» Уральский педагогический институт имени А.С.Пушкина.(1985-1989гг.) филологическийфакультет. Специальность:Учитель русского языка и литературы.Стаж работы: 25 летКатегория:Высшая Место работы: ГККП ДО№38 “Жазира”. Методическая тема:«Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи детей». «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка...» Ученый-методист А. В. Текучев «Для всего,что существует в природе,- воды,воздуха,неба,облаков,солнца, дождя,лесов,болот,рек и озер,лугов и полей,цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К.Г.Паустовский УГАДАЙ ИГРУШКУ Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных ,формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Учитель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Учитель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек. СКАЖИ КАКОЙ Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Учитель достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий"). КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ? Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Учитель показывает картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный. Виды диктантов:Выборочный;Зрительный;Диктант по памяти;Диктант с комментированием;Творческий. “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”. Французский писатель Анатоль Франс "Знаешь ли ты?"Например: Как произошло слово завтра?Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день.Почему мы говорим:ходить гоголем?Гоголь-это дикая утка.На берегу он ходит важно,вперевалочку,выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову.О человеке,который ходит важно,шествует,говорят,что он ходит гоголем.Откуда произошло слово «рубль»?В старые времена у славян вместо денег были золотые или серебряные бруски,которые,если требовалось,рубили:отсюда и слово рубль(обрубок). ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ:-Диктанты -Перфокарты-Карточки -Кроссворды-Ребусы