Презентация на тему Улицы родного города. История улицы Большева в г. Кирове, названной в честь почетного гражданина города, директора завода Лепсе, который руководил заводом в трудные военные и послевоенные годы 
59 ЛЕТ ТРУДОВОЙ БИОГРАФИИ-ЭТО ЦЕЛАЯ ЭПОХА…       Почетный гражданин города Кирова,    Герой Социалистического Труда,    почетный авиастроитель и заслуженный машиностроитель РФ,    генеральный директор завода им. Лепсе    А.С. Большев работал в эпоху отечественного авиастроения, когда наша страна стала самой летающей державой в мире.   А.С. Большев был среди тех, кто поднимал державу на крыло. Легендарная личность, легендарные достижения, имя его и дела живут в сердцах тысяч людей. Биографическая справка      Родился А.С.Большев 23 февраля 1914 года в д. Таракановка, Медынского уезда, Калужской губернии в семье красильного мастера. Родители не получили образования, но всегда тянулись к свету и добру, отец  хотел, чтобы его дети были грамотными, мама  видела день завтрашний, в котором, прежде всего, нужны знания.Свою трудовую биографию  начинал в Москве на заводе им. Лепсе мастером испытательной станции после окончания техникума им. Красина в 1932 году. Молодой специалист участвовал в модернизации станции, помогал монтировать пульты для испытания  умформеров.В1940 году окончил Московский энергетический институт без отрыва от производства.   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Начало войны. Фашисты продвигаются все дальше и дальше вглубь нашей Родины. Начались бомбежки Москвы.16 июля 1941 года в г.Киров прибыл первый эшелон эвакуированного Московского завода им.Лепсе, чтобы продолжить производство оборудования и машин для нужд фронта. Вместе с ним приехал и подающий надежды инженер конструкторского бюро А.С.Большев. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А.С.БОЛЬШЕВА …прибывшие станки, оборудование, цехи размещались сразу на местах, и сходу рабочие приступали к выпуску продукции для фронта……несмотря на голод и все лишения люди работали под открытым небом день и ночь, жили в тесноте в бараках, голодали так, что еле ходили, многие сотни из них ушли на фронт и не вернулись……вместо ушедших на фронт  приходили к станкам мальчики и девочки, которые не могли достать детскими ручонками до станка, для них приходилось изготавливать подставки… НА   НОВОМ  МЕСТЕ На новом месте жизнь до краев заполнила работа в конструкторском бюро. Болью в сердце отзывались потери друзей и близких. Война навсегда разлучила его с братьями. Но, несмотря ни на что, надо было работать.В годы войны Большев вступил в партию.Для завода были нужны квалифицированные кадры, поэтому в ноябре 1944 года начал работать Кировский авиационный техникум. Организацией техникума занимался непосредственно А.С. Большев, а в дальнейшем он преподавал  спецкурс. В 1947 году состоялся первый выпуск техников по обработке металлов, электрооборудованию и другим специальностям. ВОЙНА  ОКОНЧЕНА !        После долгожданной победы А.С.Большев учится в Промышленной академии и возвращается на кировскую землю, в родной коллектив. Работает главным инженером завода. А в 1955 году ему доверили ответственный пост директора.        Он кавалер 2-х орденов Ленина, 3-х орденов Трудового Красного Знамени, орденов «Знак Почета», «Красной Звезды».Ему присвоено звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР». НА ПОСТУ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА А.С.БОЛЬШЕВ ПРОРАБОТАЛ ПОЧТИ 30 ЛЕТ ДО 1984 ГОДА. «…МНЕ ДОРОГ КАЖДЫЙ ШТРИХ В ЭТОЙ БОЛЬШОЙ МНОГОГРАННОЙ РАБОТЕ»      Завод переживал настоящий промышленный подъем:    осваивалось производство новых изделий, внедрялась новая техника и новая технология.      По инициативе Александра Саввича на заводе была внедрена система бездефектного изготовления продукции, по которой и сейчас работают все производственные цехи.      Было освоено огромное количество  новых изделий для самолетов  МиГ-25, МиГ-23, Су-24, вертолета Ми-8,нового типа ракет, освоено новое электрическое оборудование. Некоторые изделия до сих пор являются базовыми для нашей армии.       Благодаря настойчивости Александра Саввича было начато строительство филиала  завода «Вэлконт» в Кирово – Чепецке . Завод под руководством  А.С.БОЛЬШЕВА  продолжал развиваться и строиться.  Вырастали новые производственные корпуса, склады, автогаражи, столовая. Был построен подземный переход и многое другое. «…ЧТОБЫ ПОТРЕБОВАТЬ С ЧЕЛОВЕКА, НАДО СНАЧАЛА ДАТЬ ЕМУ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО О НЕМ ЗАБОТЯТСЯ…»      Основой основ в своей работе Александр Саввич считал заботу о людях. Он решал много вопросов для жизни и быта рабочих и как директор, и как депутат Верховного Совета РСФСР. Невозможно найти сферу жизни нашего города, Вятского края, где Александр Саввич не оставил бы яркого следа. Промышленность и наука, строительство и сельское хозяйство, здравоохранение и образование, культура и спорт, воспитание и работа с кадрами. Он всегда был участником и созидателем.  Его помнят тысячи людей, которые соприкоснулись с ним по работе и те, кто никогда не работал на заводе.       История медсанчасти завода , которой уже исполнилось 73 года, неразрывно связана  с  именем  А.С. Большева.В  военные  годы  это была амбулатория.В  1955 году  переименована  в  медсанчасть.Строительство нового здания началось  в 1963 году. А в 1977 году  медсанчасть становится городской  клинической больницей № 6.  «ЦЕХ КУЛЬТУРЫ-ВТОРОЕ КРЫЛО ПРОИЗВОДСТВА»    …Задача строительства нового здания была не только трудна, но и необычна: на месте старого дома культуры возвести настоящий достойный лепсенцев Дворец. Эту тему Александр Саввич обсуждал с авторитетными людьми- главным режиссером Театра кукол Сергеем Образцовым, писателем Альбертом Лихановым, руководителем эстрадно-симфонического оркестра Юрием Силантьевым. А.С.Большев понимал, что любой человеческий талант должен быть раскрыт и реализован.       «СЕЛЬСКИЙ ЦЕХ ЗАВОДА ИМЕНИ ЛЕПСЕ»  Завод, возглавляемый Большевым А.С., оказывал помощь подшефным сельским хозяйствам  во время посевной и уборочной, ремонтировал  машины и другую технику.Восстановил совхоз «Октябрьский» Кумёнского района- один из лучших  в России, пострадавший от сильнейшего  урагана.Были построены не только сельскохозяйственные объекты, но и жилье, клубы, школы и детские сады. Лепсенский  зритель  был  и  остается  любимым для  многих  звёзд  театра  и кино. …Были построены и сданы в эксплуатацию тысячи квадратных метров  жилья… …НАВСЕГДА  УШЛИ  В  ПРОШЛОЕ БАРАКИ…     ПЛОЩАДЬ ЛЕПСЕ                               ИЗВЕСТНА ВСЕМ. Моя родная 45. При Александре Саввиче  Завод  участвовал   в создании  Кировскогополитехнического института, реконструкцииавиационного  техникума, строительстве  нескольких  школ, 20 детских  садов. Особым событием  было строительство  школы  № 45 на 960 мест. А.С.Большев  был вдохновителем открытия  в 1956 году  пионерского лагеря «Родина».  СООРУЖЕНИЕ  ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО МАНЕЖА СОВМЕЩЕННОГО  СО  СТАДИОНОМ  БЫЛО НАРОДНОЙ  СТРОЙКОЙ  ЗАВОДЧАН. …Александр Саввич  всегда  гордился победами  хоккейной команды «Родина», а когда вышел на пенсию, он вместе с внуком посещал  почти  все игры…   Я тоже люблю этот    спортивный комплекс.Хоккей- это            мой любимый                      вид спорта. «…МНЕ ДОВЕРИЛИ САМОЕ ДОРОГОЕ-               ЛЮДСКИЕ СУДЬБЫ» Александр Саввич всегда безгранично верил в людей, с которыми работал все эти годы: трудолюбив и талантлив вятский народ, все может и за словом в карман не полезет. Какие бы вопросы ни решал директор, всегда советовался с людьми, находил помощников и единомышленников.Он считал, что учиться быть руководителем надо каждый день, ведь ему доверили самое дорогое - людские судьбы. Инженер становится специалистом  своего дела после 5-6 лет работы. Начальнику цеха, чтобы стать настоящим руководителем производства, надо 15-16 лет постоянного совершенствования. А директору для этой сложной науки требуется вся жизнь. Благодарные потомки назвали именем  А.С.Большева  бывшую улицу Солидарности  УЛИЦА   А.С.БОЛЬШЕВА - 5   ЛЮБИМАЯ                                  УЛИЦА. НАША БИОГРАФИЯО.М.ЛЮБОВИКОВ В далекий день, суровый год,Когда стонало поле боя,Пришел парнишка на завод,И стал завод его судьбою,В цехах дневал и ночевалСынишка русского солдатаИ зубы стиснув, повторял:Пробьемся, вятские ребята!Победно завершив поход,Домой вернулись заводчане,И плечи расправлял завод,И крепли  крылья за плечами. А тот  парнишка возмужал,Но если было трудновато,Он, как и прежде , повторял:Пробьемся, вятские ребята!Всё наше - радость и беда,Земная боль, коварство неба,А хлеб рабочий никогда, От века легким хлебом не был.Седой, как  лунь, мастеровой,И пэтэушник,  внук солдата,Встречаются у проходной-Пробьемся, вятские ребята! ВОТ  ТАКАЯ  ИСТОРИЯ МОЕЙ  УЛИЦЫ…