Презентация у уроку «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Интегрированный урок по теме: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций в химических и биологических системах» Учитель химии МАОУ СОШ № 147 филиалСубботина М.Ю. План: I. Постановка биологической проблемы и решение ее с помощью химического эксперимента.Валеологический аспект проблемыБиологический опытХимический экспериментРешение проблемыII. Контроль знаний. III. Домашнее задание. Постановка биологической проблемы и решение ее с помощью химического эксперимента Перед человеком в течение жизни встают различные проблемы, которые он вынужден решать. Одна из актуальных проблем – это проблема здоровья. Человек в течение жизни принимает достаточное количестворазнообразной пищи.При этом он может: Быть здоров Иметь заболеванияЖКТ 1.Валеологический аспект проблемы Здоровье человека зависит от многих факторов.Валеологи утверждают, что 20% здоровья человека зависит от правильного питания.В г.Челябинске 20% подростков имеют заболевания ЖКТ неинфекционного характера. Причина этих заболеваний – неправильное питание. 1. В каких отделах пищеварительной системы человека происходит переваривание пищи?2. Что происходит в ЖКТ при пищеварении?3. Где начинают работать ферменты? 2.Биологический опыт Представленный опыт моделирует процесс пищеварения при различных внешних условиях.Для приготовления взвеси белка одну столовую ложку сырого куриного яичного белка нужно развести в стакане воды и кипятить помешивая до появления белых хлопьев. Взвесь поместить в желудочный сок и проводить опыт в разных условиях.
Приготовить опыты согласно схеме:1-й опыт. Желудочный сок + белок, t = 37 є С , время 1,5 часа, 2-й опыт. Желудочный сок + белок + вода, t = 37єС, время 1,5 часа, белок3-й опыт. Желудочный сок + белок, t = 0єС, время 1,5 часа, белок4-й опыт. Желудочный сок + крахмал (сырой), t = 37єС, время 1,5 часа, сырой крахмал 5-й опыт. Желудочный сок + белок (крупные глобулы), t = 37є С, время 1,5 часа, белок. Результаты биологического опыта: t = 37 є С , время 1,5 часа, белок расщепился. + вода, t = 37 є С, время 1,5 часа, белок не расщепился. t = 0 є С, время 1,5 часа, белок не расщепился. + крахмал (сырой), t = 37 є С, время 1,5 часа, сырой крахмал не расщепился. + белок (крупные глобулы), t = 37 є С, время 1,5 часа,белок не расщепился. Выводы по результатам биологического опыта:Для нормального расщепления пищи необходимо учитыватьфакторы, влияющие на скорость расщепления белка:-Наличие биокатализатора – ферментов-Концентрация желудочного сока-Температуру пищи-Природу пищи-Размеры частиц пищи. 3.Химический эксперимент, подтверждающий факторы, влияющие на скорость расщепления белка. Опыт №1: перекись водорода + оксид марганца(катализатор).
Опыт №2: Цинк в гранулах + раствор соляной кислоты, 1) Без нагревания 2) При нагревании Опыт №3:Цинк в гранулах и раствор соляной кислоты (1:5 и1:2) ; 1) Цинк + раствор соляной кислоты (1:5) 2) Цинк + раствор соляной кислоты (1:2) Опыт №4: 1) Цинк в гранулах + раствор соляной кислоты 2) Цинковый порошок + раствор соляной кислоты; Опыт №5: Цинк в гранулах + раствор соляной кислоты, Цинк в гранулах + раствор уксусной кислоты, Выводы по результатам химического эксперимента и биологического опыта: Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Что влияет на процесс пищеварения и как нужно принимать пищу, чтобы сохранить свое здоровье? 4.Решение проблемы правильного питания, найденное опытным путем:Для того, чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правила питания Правило питания 1: Соблюдать режим питания, т.к. при этом в определенное время вырабатывается рефлекс отделения желудочного сока, содержащий ферменты. Правило питания 2: Пища должна быть горячей (t =37-40Сє), т.к. при данной температуре пищеварение проходит нормально, а при более низкой – замедляется. Правило питания 3: Не следует запивать пищу жидкостью: чаем, молоком, соком, водой, т.к. при этом уменьшается концентрация соляной кислоты в желудочном соке. Правило питания 4: Пищу нужно тщательно пережевывать для увеличения поверхности соприкосновения веществ. Правило питания 5: Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде. Контроль знаний 1. Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему? (Ответ: Под действием ферментов слюны сложные углеводы расщепляются на глюкозу)2. Почему при отклонениях от нормы кислотности в желудке нарушается пищеварение? ( Ответ: Ферменты желудочного сока действуют при определенной кислотности. При повышенной кислотности они разрушаются, а при пониженной – неактивны).3. Объяснить правило питания № 1: «Необходимо соблюдать режим питания.» Домашнее задание. Проанализировать свое питание в течение одного дня, сделать вывод: соответствует ли оно правилам питания? Спасибо за внимание!