Презентация для Эмоциональное выгорание педагога


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА – мудрость, надежность, настойчивость;– активность, бескорыстие, вежливость;– сила воли, скромность, смелость;– самозабвенность, тактичность, терпеливость. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Причины возникновения СЭВ у педагогов: Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций.Загруженность в течение рабочего дня.Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка.Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.Несоответствие результатов затраченным силам.Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда. Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ. Начало своей деятельности после отпуска, каникул (функция-адаптационная).Проведение открытого урока, на который было потрачено много сил, но принесло соответствующего удовлетворения.Окончание учебного года. Три аспекта профессионального выгорания. Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. ПЕРВАЯ СТАДИЯ: • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; • забывание каких-то моментов («провалы в памяти»). ВТОРАЯ СТАДИЯ: • снижение интереса к работе;• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • нарастание апатии к концу недели;• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота». ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; • наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Оценка результатов:0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста. Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. различные движения потягивания и расслабления мышц; посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.; релаксация; длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); Занятие любимым делом - хобби. САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и милые безделушки.