Презентация на тему Логоритмические упражнения
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ учитель – логопедМБОУ «Майкорской СОШ»Справцова Е. Л. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА-ДВИЖЕНИЕ, МУЗЫКА, РЕЧЬ Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от ФФНР до тяжелых речевых дефектов, таких как ОНР, заикание и алалия. На логоритмических занятиях развиваем неречевые и речевые процессы. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Развитие дыхания Правильное диафрагмальное дыхание Продолжительность выдоха Сила выдоха ПУЗЫРЬ Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ, автоматизация и дифференциация звуков С и Ш.Дети, взявшись за руки, стоят тесным кругом. Педагог говорит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.(дети отходят назад, произнося звук С, и образуют большой круг.) Пузырь лопнул – О-ё-ё-й! А ведь был Такой большой!(дети сходятся к центру круга, произнося звук Ш.) РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У детей, имеющих речевые дефекты, и детей страдающих частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, хроническим насморком, могут наблюдаться нарушения голоса. Задачи Развивать силу и высоту голоса Приучать говорить без напряжения голоса ЛЯГУШКИ И КУКУШКИ Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.Ква-ква – (произносится низким голосом) урчат лягушки.Ку-ку – (произносится высоким голосом) кричит кукушка.Целый день по лесу:Ква-ква, ку-ку.Ква-ква, ку-ку! ТЕМП РЕЧИ Важно вырабатывать у детей умеренный темп речи. Для этого с дошкольниками проводятся: словесные игры упражнения КАП-КАП-КАП Цель: развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движениями, менять и их темп.Взрослый, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям, произнося звукоподражания : «Кап-кап-кап…». Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «Кап-кап-кап и кон-чил-ся». После этого руки разводятся в сторону.При последующих повторениях игры слова педагога следует заменить на музыку с меняющимся темпом. ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ Интонационная выразительность речи воспитывается в основном путем подражания, поэтому речь взрослых должна быть эмоциональной, т.к. служит детям образцом. В то же время существует ряд упражнений, которые помогут детям научиться говорить выразительно. УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:удивленного – Ах!Ах!Ах!больного – Ох!Ох!Ох!веселого – Эх!Эх!Эх!недовольного – Ай!Ай!Ай!испуганного – Ой!Ой!Ой!сердитого – Ай-я-яй!Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка. РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ Речедвигательные упражнения выполняются без музыкального сопровождения. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. ДРУЖНЫЕ РУЧКИ Цель: выработка умения сочетать речь с движением.Дети произносят слова, сопровождая их движениями по тексту:Дружно ручки поднимаем,А потом их опускаем.Кулачки мы крепко сжали,Кулачками постучали,Ножками потопали:Топ-топ, топ-топ,Ручками похлопали:Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ Формирование фонематических операций осуществляется у дошкольников в следующей последовательности:различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз;умение различать сначала слова и слоги, похожие по звуковому составу, а затем и звуки(фонемы), близкие в акустическом отношении;развитие навыков элементарного звукового анализа(подготовка к обучению грамоте). ЛИШНЕЕ СЛОВО Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия-различение на слух слова, несозвучного остальным.Взрослый произносит цепочку слов и просит детей найти в ней лишнее слово, которое непохоже на остальные. Сначала педагог произносит всю цепочку слов, а дети слушают их молча, затем взрослый повторяет слова еще раз, а дети хлопают в ладоши в момент, когда услышат лишнее в этой цепочке слово. Например: дом, сом, ком, платок (лишнее слово «платок»); сук, жук, ветка, лук (лишнее слово «ветка»); рак, мак, листок, лак (лишнее слово «листок»). КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ . Основные этапы коррекции 2.Артикуляционная гимнастика 4.Автоматизация звука 1.Развитие слухового внимания и фономатического восприятия 3.Постановка звука 5.Дифференциация звука ВОЗДУШНЫЙ ШАР Цель: автоматизация изолированных звуков С и Ш. Дети стоят в кругу, держась за руки. Педагог говорит: Надуваем шар воздушный. Будет он большой-большой. (Дети идут от центра спиной, образуя большой круг, идлительно произносят звук С-С-С.)Затем педагог продолжает: Вышел воздух – сдулся шар, Был большой и вдруг пропал.(Дети быстро идут к центру круга, произнося звук Ш-Ш-Ш.). ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике и расширению словарного запаса детей. Для этого можно использовать подвижные игры или игры-вокализации. Такие задания лучше усваиваются детьми дошкольного возраста. ОДИН - МНОГО Цель: образование форм множественного числа имен существительных.Вариант подвижной игры (педагог кидает мяч ребенку).Педагог называет предмет в единственном числе, а ребенок повторяет его во множественном:стол-столы; стул- стулья; шкаф – шкафы;Слова подбираются на ту лексическую тему, которую в это время дети изучают на логопедических занятиях.Вариант игры-вокализацииВзрослый пропевает: «Стол, стол – столы». Дети присоединяются к пению на втором слове «стол» и заканчивают вместе с педагогом на слове «столы-ы-ы-ы».Пение может сопровождаться легкими покачиваниями головы.Для расширения словарного запаса детей могут быть предложены также упражнения: «Из каких частей?», «Скажи наоборот», «Цепочка слов» и т.д. ЛИТЕРАТУРА Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1979. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2002. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.:Тандем, 1998. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.