Презентация по русскому языку и литературе для 6 класса по теме «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся…»
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Израиле Разработчик проекта:Степашкин Егор,ученик 6 класса Руководители проекта:Малкина И.А.,учитель русского языка и литературы, Тель – Авив2013 Нам не дано предугадать ,Как слово наше отзовётся ,-И нам сочувствие даётся ,Как нам даётся благодать… Ф.И.Тютчев. С давних времен многие ученые и философы изучали взаимосвязь слова и мысли, влияние слова на действия и события. В результате этого возникла масса версий о влиянии слова и его силы на нашу жизнь, которые отнюдь не лишены смысла и имеют определённую долю истины.
Человеку было дано свыше сильнейшее "оружие": язык, азбука, букварь. И оно предназначалось для развития общественного сознания и процветания. Однако люди решили воспользоваться этим "оружием" немного иначе. Сильными мира сего для достижения корыстных целей на протяжении многих веков осуществлялось своего рода искажение и уродование Слова. А постоянное наложение цензуры на истинные знания практически лишило людей бесценного дара: думать и говорить на родном языке. Каждое Слово – это мощный заряд или ударная волна, которая распространяется во все стороны, словно от разорвавшейся бомбы. Каждое Слово, можно сказать, несет в себе положительный и отрицательный заряд. Современный язык иногда скрывает от нас истинный смысл слов. Завуалированные значения имеют многие слова и словосочетания русского языка. В исконном славянском языке есть много скрытых тайн и живительных источников, которые имеют поистине волшебную силу. До наших дней дошло мало знаний о возможностях языка, однако некоторые отголоски этих знаний все же имеются. Всем известно народное изречение: "Слово лечит, но слово и калечит". В медицине существует такое понятие как "ятрогения" – существенное ухудшение здоровья пациента из-за обычного слова, сказанного невзначай врачом. Кроме того, в медицине имеет место понятие "плацебо-эффект", которое подразумевает в себе значительное улучшение состояния здоровья пациента за счет приема так называемых таблеток-пустышек (такие таблетки абсолютно безвредны). В этом случае врач сообщает пациенту, что это "чудодейственное" лекарство. И если пациент уверен в положительном результате лечения, то организм человека мобилизует свои внутренние резервы на борьбу с недугом. Какие мысли рождаются в голове каждого человека при звуках колыбельной песни? Какое настроение навевает пение птиц, музыка или прекрасные слова признания в любви? И почему на наше поведение и настроение так влияет обычное воспроизведение звука? А произнесённое слово имеет огромную силу. С помощью Слова, сказанного твердо, уверенно и с достоинством, можно управлять людьми и «вершить» их судьбы. Слово – начало творения и величайшая сила в мире. Научиться осознанно и осмысленно говорить – это настоящее умение, которое может изменить жизнь кардинальным образом. Ведь каждое произнесенное слово – это ожившая мысль, образ, действие, которые непосредственно привлекают в нашу жизнь определенные события и влияют на наше самочувствие и здоровье в целом. Вспомните, какие негативные чувства и ощущения вызывает даже воспоминание о недавней ссоре с другом или с обычным человеком, в очереди в магазине. И наоборот, какую бурю положительных эмоций в душе вызывают эти слова: я тебя люблю. Сила слова неограниченна. Слово подобно семени, которое посеяли когда-то в сердце, и оно, согласно законам природы, приносит плоды.Старая поговорка гласит: «Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот пожинает». Слово, в зависимости от того, кто и в какую почву его посеял, может произвести либо жизнь, либо смерть. Если бы почва могла заранее знать происхождение семени, она знала бы, какие плоды принесёт оно. Любое произнесенное слово действует как волновая генетическая программа, способная оказывать существенное воздействие на поведение и жизнь людей. Даже если вы читаете молча, информация доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Хотя ученые говорят, что ничего нового они не открыли. Это было известно людям с древних времен. Слова – это программы, которые мы отдаём бессознательному телу Мохаммед Али, когда бегал кросс, постоянно говорил себе: «Я стану чемпионом мира, я стану чемпионом мира…». Так и произошло. В 1958 г. в Москве состоялся большой музыкальный праздник—1-й Международный конкурс пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского. Первая премия среди пианистов была присуждена Вану Клиберну. Обращаясь к членам жюри и к тысячам восхищенных москвичей, Клиберн произнес несколько слов по-русски, чем окончательно всех покорил. Прошло много лет, но до сих пор все, кто присутствовал на этом торжестве, помнят его коротенькую речь: «Дорогие друзья. Я очень счастлив. Я полюбил вас. Спасибо».Клиберн был наделен огромным даром общения с людьми. Поэтому он понимал, что не всё и не всегда можно передать при помощи музыки. Понимал, что без языка не обойтись. И, по-видимому, знал, какую притягательную силу имеют для людей слова, если они с самого начала произнесены на их родном языке. Ван Клиберн В годы Великой Отечественной войны Ю. Левитан читал сводки Совинформбюро, и его голос был известен каждому жителю страны.Голос, произносящий "Говорит Москва", приковывал внимание, он успокаивал, вселял надежду, его слушали за много тысяч километров, по всей стране. "Говорит Москва" - слушали на фронте и в тылу, партизаны в лесах, слушали в госпиталях и в осажденном Ленинграде. Это был голос с "Большой земли". Уже по первым его словам "Говорит Москва" люди узнавали о характере сообщения: будет ли оно радостным или печальным. Ибо в голосе его, в его интонациях всегда звучала абсолютная правда чувств...Слова Левитана звучали широко, чеканно и мощно, вызывали у слушавших душевный подъем и веру в победу. Юрий Левитан Человек, созданный по образу Божию, по образу Бога Слова, также наделен словесностью. Слово «человек» происходит от славянского «селовек» или «словек», то есть существо словесное, обладающее даром слова. Мы различаем дух, душу и тело, так и в произнесенном слове можно различить те же составляющие. Душою слова можно считать чувства, эмоции и переживания, в него заложенные. Телом слова является смысловое содержание, информационный ряд, звук, посредством которого слово и передается
Слово имеет семь уровней своего существования. Вот как об этом пишет протоиерей Артемий Владимиров в своей книге «Семицветная Радуга».“Нарисую вам словесную радугу. Конечно же, семицветную.” 7 уровень Святое слово 6 уровень Вещее слово 5 уровень Красное слово 4 уровень Золотое слово 3 уровень Теплое слово 2 уровень Праздное (пустое) слово 1 уровень Черное слово Человек более чем на 60% состоит из воды. Под воздействием речи молекулы воды структурируются особым образом. При воздействии слов благодарности, прочтении молитвы, звучании гармоничной музыки структура воды приобретает красивую и практически идеальную форму. Во время ссоры, передачи негативных слов и эмоций форма кристалла воды становится безобразной.Если слова так влияют на воду, то на человека они воздействуют ещё более сильно. Человеком руководит не само слово, а то, что стоит за ним. То есть образ. Внутреннее видение, слушание, чувствование. Люди всегда обращали внимание на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Вспомним стихотворение Льва Гумилева В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо свое, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города.И орел не взмахивал крылами,Звезды жались в ужасе к луне,Если, точно розовое пламя,Слово проплывало в вышине.Но забыли мы, что осиянноТолько слово средь земных тревог,И в Евангелии от ИоаннаСказано, что Слово это – Бог. Слово Божье.Всемогущий Господь, творящий Своим сильным Словом, наделил также человека, исполняющего волю Его, властью сильного Слова. Например, Господь вручил сильное Слово Моисею, которое разделило воды Чермного моря: «что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли» (Исх. 14.15).Также сильное Слово повеления было дано в уста Иисусу Навину во время сражения, когда он сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!». И «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день» .А какую силу имело Слово в устах Давида, обращенное к Голиафу, с которым он вышел сразиться: «Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою!» Много можно привести подобных примеров, когда мужи Божии, исповедуя сильные Слова веры, творили великие и дивные дела Господние. Как же сложно следить за своей речью. Все мы понимаем, что можно говорить ребенку, а что говорить не стоит. Но ведь взрослые – это всего лишь взрослые, а не запрограммированные машины. У всех нас есть чувства, желания, проблемы. Есть усталость, обида, злость и очень часто ребенок попадает «под горячую руку». К чему же это может привести? Мы таким образом программируем ребенка. Он начинает верить, что он - неудачник, некрасивый, глупый и у него ничего в жизни не получится. Самооценка на нуле. В итоге - комплексы и ненависть к родителям. Отцы и дети Подростки.Подросток пытается обособить своё «Я» от семейного «Мы». Отношения с ровесниками, общение с друзьями и одноклассниками занимает порядка 50 % всего времени подростка, для подростка важно быть принятым в группе сверстников, он постоянно сравнивает себя с ними. Подросток начинает стремиться к общению с противоположным полом, тяжело переживает неудачи, связанные с таким общением. В неформальных подростковых объединениях складывается своеобразный сленг или арго - слова и выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы», сокращает дистанцию между членами группы. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте лишь 5-7сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в неформальных объединениях. Средства массовой информации.Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе. Самое доступное из средств массовой информации сегодня – это телевидение. И оно, конечно же, имеет свои плюсы и минусы.Сюжеты о жизни животных, разных странах и открытиях ученых помогают узнать много новых фактов, расширить кругозор, пробудить интерес к научной деятельности. Существуют и образовательные программы, с помощью которых можно, например, выучить иностранный язык.Маленькие дети, просматривая качественные мультипликационные фильмы, учатся воспринимать поведение героев как положительный пример для подражания, развивают воображение, обсуждая персонажей вместе с родителями. Вообще, совместный просмотр дает гораздо больше пользы, ведь ребенок всегда может сразу спросить о том, что ему непонятно, или поделиться эмоциональной оценкой происходящего на экране. Но у телевидения есть и минусы.Ведь это, в первую очередь – картинка. Если видеоряд не имеет положительной смысловой нагрузки, то вред телевидения очевиден. Чтобы смотреть — учиться не нужно, следовательно, бесцельный просмотр не развивает абсолютно ничего.Пример — некоторые реалити-шоу, в которых очень часто задействуют и несовершеннолетних детей. Ну и реклама. Даже взрослые в большинстве случаев не могут воспринимать ее критически, а что уж говорить о детях, которые все принимают за чистую монету. Не менее опасным для детей может быть и Интернет. Многие исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость Дети наталкиваются на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, что может привести к депрессии и самоубийству. Интернет-зависимый ребенок не может контролировать количество времени, проведенное перед монитором, у него появляется сухость глаз, расстройство сна, исчезает аппетит.. Игры, в которых герой может прыгать с крыши высотного дома, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью. Интернет Сказки.Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка. Слово – это мощнейший инструмент преобразования окружающей реальности. Словом можно создавать и разрушать. Слово как топор. Как гласит пословица, «Топором можно как головы рубить, так и дом построить». Следите за тем, что говорите.