Презентация на тему Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся


«Формы работы на уроке по повышениюмотивационной сферы учащихся» Докладчик: зам.директора по УВР Цхе Е.С.Содокладчик: учитель физики Ниязов М.Н. Задачи:1. Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося».2. Используя практический опыт учителей, познакомиться с формами и методами формирования и повышения мотивационной сферы учащихся на различных уроках. Цель: Способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «мотивация учения», формах и методах , используемых на уроках. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский ФормыПарная и групповая работа- 30% МетодыСловесные-61%Наглядные-72%Поисковые-51%Метод проектов-11%Контроль и взаимопроверка-28% Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..» Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.  Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. - Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач- Учет возрастных особенностей школьников- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий- Нестандартные формы проведения уроков- Создание ситуации успеха- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности- Эмоциональная речь учителя- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий- Применение поощрения и порицания- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Мотив учения Смысл учения 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. 2. Учет возрастных особенностей школьников. 3. Создание ситуации успеха. 4. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним). 5. Формирование адекватной самооценки учащихся. 6. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Постановка целей 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. 2. Выбор средств, адекватных цели. 3. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. 5. Создание ситуации успеха. Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Эмоции и интерес 1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. 2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности. 3. Эмоциональная речь учителя 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. 5. Применение поощрения и порицания. 6. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. 7. Нестандартные форма проведения уроков. 8. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Условия развития мотива,созданные в играх Условия развития мотива,которые можно создать в процессе обучения Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач В конце игры обратная связь – победил или проиграл Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача Ребенок сам выбирает игру, Он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения Проблемное обучение - это мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Метод проектов:он развивает познавательный интерес;ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;знания находят практическое применение;устанавливается связь с жизненным опытом детей;в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь. Компьютерные технологии (КТ). Хорошо подготовленная компьютерная презентация повышает эффективность урока за счёт:• экономии времени в погружение учащихся в проблему урока,• яркости и наглядности образов (картинок, схем, выделенного цветом текста), • четкости и простоты изложения. Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. В большинстве случаев более полезны  групповые соревнования, в  которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их по возможностям. Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы.  Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Создание проблемной ситуации.Привлечение учащихся к оценочной деятельности.Необычная форма обучения.Привлекательная цель.Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?» Цель – «Что для этого надо сделать?» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!