«Чашка чая или чашка чаю? (о вариативности употребления форм существительных мужского рода родительного падежа единственного числа в современном русском языке
ТЕМА: «Чашка чая или чашка чаю? (о вариативности употребления форм существительных мужского рода родительного падежа единственного числа в современном русском языке» ЦЕЛЬ: Выяснить частотность употребления форм существительных мужского рода на –а (я), -у (ю) и установить зависимость ее от речевой ситуации, возраста и уровня образования говорящих, стиля текста. ЗАДАЧИ: Опытным путем установить зависимость употребления форм типа чая – чаю от речевой ситуации.Выяснить, как влияют уровень образования, возраст говорящего на частотность употребления данных форм.Выявить закономерности употребления данных форм в разных стилях речи. ГИПОТЕЗА: Предположим, что частотность употребления форм типа чая-чаю зависит от:речевой ситуации;уровня образования говорящего;стилистической принадлежности текста. ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Наблюдение «В магазине».Анкетирование учащихся и педагогов.Обработка полученных данных. Составление таблицы.Анализ текстов различной стилистической принадлежности.Подведение итогов эксперимента. СТИЛИ: Разговорный («В магазине»)Научный (книга рецептов).Художественный (Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»). В магазине: Наблюдение за речью покупателей в магазине.Результат: 18 из 20 примеров на –у (-ю). Образец анкеты: Вставьте нужное окончание в слова:Чашка ча…Стакан лимонад…Килограмм сахар…Ложка мёд…Бокал ром…Свешать рис…Купить мармелад…Отрезать сыр… Таблица результатов: Категория опрошенных Формы на – А (-Я) Формы на –У(-Ю) Учащиеся 22 чел. 18 чел. Учителя 3 чел. 5 чел Возраст опрошенных Формы на – А (-Я) Формы на –У(-Ю) 4-8 кл. 16 чел. 12 чел. 9-11 кл. 10 чел. 2 чел. Взрослые 4 чел. 6 чел. Фольклор: Анализ пословиц.Результат: 67 примеров из 100 на -у (-ю) Научный стиль: Анализ текста из книги «Домашняя кулинария» Н.М.Волчёк.Результат: 49 из 50 примеров на –а (-я) ВЫВОД: Частотность употребления форм типа ЧАШКА ЧАЯ (ЧАЮ) зависит от: - стиля текста - речевой ситуации - возраста и уровня образования говорящих