Презентация на тему Развитие УУД на уроках литературного чтения как одного из видов искусства в контексте других его видов.
Мастер - класс учителя начальных классов Меркуловой Натальи Ивановны Тема: Развитие УУД на уроках литературного чтения как одного из видов искусства в контексте других его видов. Презентация педагогического опыта «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать, так как мало таких, которые научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н.Толстой Представление системы учебных занятий Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Для этого как никогда лучше подходят такие уроки, на которых встречаются смежные виды искусств: литература, изобразительное искусство и музыка. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. При этом учащиеся должны понять, что не существует тематической замкнутости на каком – либо виде искусства, будь то литература, музыка или живопись, что вечные вопросы, поднимаемые писателями в произведениях, пронизывают и живописные полотна, и музыкальные шедевры. Словарная работа М.Ю.Лермонтов А.С.Пушкин Портрет поэта А.С. Пушкина О.Кипренского Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, -И я смеюся над могилой,Ушед на век от смертных уз. Подготовка к уроку При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается. Восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений побуждает к мыслительной деятельности, развивает такие мыслительные приемы школьников, как анализ, синтез, обобщение, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Размышляя рационально – логически, учащиеся легче постигают логику сложных вопросов в изучении произведений, "достраивают” размышления автора, благодаря проводимым аналогиям. Все это является залогом активно – творческого восприятия произведений, которые предлагаются для изучения в старших классах. Проведение имитационной игры «Москва… как много в этом звуке..» Москва 1812 года Аристарх Лентулов «Василий Блаженный» Наполеон М.И.Кутузов А.Кившенко «Совет в Филях» Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов«Война и мир» «Бородино» С С.С.ПрокофьевОпера «Война и мир». Она посвящена историческому событию 1812 года, в которой он при помощи музыкальной выразительности показал образы войны и мира. «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он». А.С.Пушкин Пожар в Москве П.И.Чайковский Вывод При использовании литературного, звукового и зрительного рядов мы помогаем обучающимся более точно воспринять художественное и поэтическое слово. Такие художественные параллели приближают детей к пониманию мироощущений писателя, художника, композитора. МоделированиеИ.А.Бунин «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок — как шелк… Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,А ствол — гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна,Но как тепла, как солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного лета. И.И.Шишкин На полотне представлен типично русский пейзаж, с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает сухой запах нагретого солнцем соснового бора. Задания для 1-ой группы -Какими средствами художественной выразительности воспользовался автор, найдите их? - Какие образы создает в своем стихотворении поэт? Задания для 2-ой группы игра «Палитра ассоциаций» -Какой цвет ассоциируется у вас со словом детство? -Нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения. Задания для 3-й группы -Какая по своему настроению должна звучать музыка, при чтении этого стихотворения? Обоснуйте свой ответ. Рефлексия 1.Обладает ли учитель собственным стилем педагогической деятельности по данной теме?2.Готовит ли такая система уроков вдумчивого, неравнодушного, ориентирующегося в мире культуры читателя и рассматривается ли как начальная ступень общего литературного образования младшего школьника?