Презентация Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения. 11 класс.


Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения11 класс Формулировка проблемы текста Термин Расшифровка термина Вопрос - помощник Пример (по В.Вересаеву «Всю жизнь отдала») Тема Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание автор в произведении. 0 чем данный текст? В тексте идет речь о капризном и эгоистичном мальчике, характер которого сформировался в результате «слепой» любви матери, «отдающей всю свою жизнь» якобы во благо жизни ребенка. Формулировка проблемы текста Термин Расшифровка термина Вопрос - помощник Пример (по В.Вересаеву «Всю жизнь отдала») Проблема(основнойвопрос) Сложный, жизненноважный вопрос,требующий изучения,обсуждения,разрешения. Какой вопроснаиболее волнует автора в данномтексте? Конкретизация проблемы. Автором поставлена проблема чрезмерной родительской любви, развивающей в ребенке такие качества, как себялюбие и равнодушие.Обобщение проблемы. Проблема воспитания детей. Способы формулировки проблемы В виде вопроса. Почему появляются «маленькие и большие» эгоисты? Откуда берутся несчастные матери? Эту проблему рассматривает В.В.Вересаев в рассказе «Всю жизнь отдала». В виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимаетсяв данном тексте. Проблема (чего?) чрезмерной родительской любви, развивающей в ребенке такие качества, как себялюбие, равнодушие. Проблема (чего?) воспитания детей. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (1)Трамвайный вагон подходит к остановке. (2) Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:(3) – Левочка, нам тут сходить.(4) Мальчик вскочил и, толкая локтями, первый бросился пробираться к выходу. (5) Старушка отвела его рукой и сердито сказала:(6) – Куда ты, мальчик, лезешь-то?(7) Мать в негодовании вскричала:(8) - Как вы смеете ребенка толкать?(9) Вмешался высокий мужчина. (10) Он заговорил громким, на весь вагон, голосом:(11) - Вы бы лучше мальчику вашему сказали, как ОН смеет всех толкать! (12) Растите эгоистов... Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (1)Трамвайный вагон подходит к остановке. (2) Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:(3) – Левочка, нам тут сходить.(4) Мальчик вскочил и, толкая локтями, первый бросился пробираться к выходу. (5) Старушка отвела его рукой и сердито сказала:(6) – Куда ты, мальчик, лезешь-то?(7) Мать в негодовании вскричала:(8) - Как вы смеете ребенка толкать?(9) Вмешался высокий мужчина. (10) Он заговорил громким, на весь вагон, голосом:(11) - Вы бы лучше мальчику вашему сказали, как ОН смеет всех толкать! (12) Растите эгоистов... В. В. Вересаев описывает невоспитанное поведение матери и ребёнка в общественном месте и реакцию на это окружающих. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (13) Мать возмущенно ругалась с выходящими. (14) Тем временем съежившийся мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину и вдруг разразился отчаянным ревом. (15) Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.(16) - Ну, не плачь, мой милый. (17) Не обращай внимания на этого дядьку и никого не слушай!(18) Она взяла сына на руки, чтобы прижать к себе. (19) Мальчик, рыдая, крепко обхватил ее шею. (20) Дама, шатаясь, задыхаясь от тяжести, не помня себя от усталости, повторяла:(21) - Не плачь, бесценный мой! Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (13) Мать возмущенно ругалась с выходящими. (14) Тем временем съежившийся мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину и вдруг разразился отчаянным ревом. (15) Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.(16) - Ну, не плачь, мой милый. (17) Не обращай внимания на этого дядьку и никого не слушай!(18) Она взяла сына на руки, чтобы прижать к себе. (19) Мальчик, рыдая, крепко обхватил ее шею. (20) Дама, шатаясь, задыхаясь от тяжести, не помня себя от усталости, повторяла:(21) - Не плачь, бесценный мой! Автор обращает внимание на агрессивное поведение матери по отношению к пассажирам. Мать защищает сына от заслуженных упрёков, окружая мальчика чрезмерной заботой. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (22) Дома за ужином мать возмущенно рассказала мужу насчет дневного происшествия: как обидел их несчастного мальчика в трамвае какой-то, должно быть, пьяный хулиган.(23) - Эх, меня не было! (24) Я б ему ответил.(25) Она с гордостью возразила:(26) - Я ему тоже ответила хорошо... (27) Милый, ты успокоился? (28) Не бери сливу, она кислая. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (22) Дома за ужином мать возмущенно рассказала мужу насчет дневного происшествия: как обидел их несчастного мальчика в трамвае какой-то, должно быть, пьяный хулиган.(23) - Эх, меня не было! (24) Я б ему ответил.(25) Она с гордостью возразила:(26) - Я ему тоже ответила хорошо... (27) Милый, ты успокоился? (28) Не бери сливу, она кислая. Автор с сожалением отмечает, что такое поведение культивируется в семье. Муж поддерживает жену в сложившейся ситуации. Женщина гордится своим поступком, противоречащим эстетическим нормам. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (29) Мать положила сливу обратно в вазу. (30) Мальчик, глядя упрямо, взял ее и снова положил перед собою.(31) - Ну, детка моя, не ешь сливу, расстроишь себе жвотик… (32) А вот я тебе купила шоколад... (33) Кушай.(34) Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и сильнее нахмурился.(35) - Кушай, мальчик мой. (36) Дай я тебе разверну.(37) Отец сказал просительным голосом:(38) - Левочка, дай мне тоже кусочек шоколада!(39) - Не-ет! (40) Это специально для Лёвочки. (41) Это не для тебя... (42) Ну, что же ты, детка, не кушаешь?(43) Мальчик молчал, капризно хмурясь.(44) - Ты, наверно, еще не успокоился?(45) Надутый мальчик подумал и впервые за вечер ответил:(46) - Я еще не успокоился.(47) - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, хорошо?(48) Мальчик молчал и не смотрел на шоколад, а мать продолжала хлопотать... (49) Вечерело.. Работа с текстом художественного стиля Условное деление на микротемы. Вопросы, рассматриваемые автором. (29) Мать положила сливу обратно в вазу. (30) Мальчик, глядя упрямо, взял ее и снова положил перед собою.(31) - Ну, детка моя, не ешь сливу, расстроишь себе жвотик… (32) А вот я тебе купила шоколад... (33) Кушай.(34) Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и сильнее нахмурился.(35) - Кушай, мальчик мой. (36) Дай я тебе разверну.(37) Отец сказал просительным голосом:(38) - Левочка, дай мне тоже кусочек шоколада!(39) - Не-ет! (40) Это специально для Лёвочки. (41) Это не для тебя... (42) Ну, что же ты, детка, не кушаешь?(43) Мальчик молчал, капризно хмурясь.(44) - Ты, наверно, еще не успокоился?(45) Надутый мальчик подумал и впервые за вечер ответил:(46) - Я еще не успокоился.(47) - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, хорошо?(48) Мальчик молчал и не смотрел на шоколад, а мать продолжала хлопотать... (49) Вечерело.. Как результат, малыш растёт злым, упрямым, капризным, эгоистичным. Клише для комментария проблемы. Автор рассказываетсообщает концентрирует внимание читателя наподчеркивает обращает наше внимание (внимание читателя) навыделяетзамечаетуказывает наразмышляет над чемприводит одно из определенийвысказывает интересное предположениепричину (чего) видит в чемособо останавливается на (если подробно)анализирует (характеризует, описывает, разбирает)неоднократно возвращается кподробно комментируетзатрагивает что (если кратко)касается чего ссылается на (если есть ссылки и они важныдля комментария проблемы)иллюстрирует (цитирует)приводит примеры, (факты, данные) Варианты формулировки позиции автора. Автор считает / утверждает / убеждён, что…Писателю / публицисту важно объяснить читателю, что…Автор хочет убедить читателя в том, что…Цель писателя – заставить читателя обратить внимание на …Задача автора - убедить читателей в том, что…Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме…Позиция писателя такова: …Автор подводит к мысли о том, что …Решая проблему, писатель приходит к следующему выводу: …«…» - это высказывание отражает позицию автора.… - основная мысль текста.… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.«…». В этом предложении даётся прямая авторская оценка. Пример отражения позиции автора. ПРОБЛЕМА. Автором поставлена проблема чрезмерной родительской любви, развивающей в ребенке такие качества, как себялюбие и равнодушие.ПОЗИЦИЯ АВТОРА Автор подводит к следующей мысли: искаженное представление матери о том, как должна проявляться любовь к сыну, способствовало формированию сознания маленького эгоиста у героя рассказа. Варианты выражения собственного мнения экзаменуемого, согласившегося с позицией автораАвтор абсолютно прав. Доказательствами его правоты служат ...На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным проблемам.Я согласен с автором, что подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.Аргументы, используемые автором, мне кажутся интересными и нетрадиционными.Доводы, приведенные писателем, убедительны.Авторская позиция мне близка.Следя за рассуждениями писателя, читатель поневоле становится его союзником.Убежденность автора в правильности данных им оценок вызывает у меня симпатию.Разделяя негодование писателя, хочу сказать, что ...Я поддерживаю точку зрения автора. Варианты выражения собственного мнения экзаменуемого, не согласившегося с позицией автораАвтор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что ...Точка прения автора, конечно, интересна, но я считаю, что ...На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Авторская позиция, как мне кажется, довольно спорна.Писатель, несомненно, прав, утверждая, что ... , но я убежден: его мнение о ... вызовет у читателей дискуссию, так как ...Автор справедливо осуждает ..., однако я не могу согласиться с тем, что ...Утверждение, высказанное писателем, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...Авторские оценки точны и любопытны, но я не согласен с его утверждением о том, что ... Пример отражения мнения экзаменуемого. Я согласен с позицией автора, так как тоже считаю, что чрезмерная любовь к детям, постоянная опека, желание оградить их от неприятностей служат «плохую службу»: развивают в ребёнке отрицательные качества, от которых он сам «пострадает», так как будет отвергнут обществом; лишают возможности быть открытым, позитивным, самодостаточным человеком. Виды аргументации. С опоройна жизненныйопытэкзаменуемого • Реальные факты из жизни окружающих• Собственные наблюдения и выводы• Традиционно-исторический опыт Различные факты (место и время событий, обстоятельства, участники).Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы.Свидетельства очевидцев.Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.Законы природы и законы общественного бытия. С опорой начитательскийопытэкзаменуемого • Художественная литература• Историческая литература• Научно-популярная литература Ссылки на признанные авторитеты и их произведения, цитирование.Примеры из художественной, научно-популярной,исторической литературы.Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) и афоризмы.Положения официальных документов.Статистические или научные данные. Пример изложения аргументов. 1. В детстве я зачитывался русскими народными сказками и всегда потешался над царевичами, заласканными няньками да мамками. Капризность. Неспособность постоять за себя, отсутствие смекалки, желание спрятаться за спинами других – а сам детина «будь здоров»! Вряд ли хотя бы одному человеку импонирует поведение царевича из русской сказки. Но таковым его воспитали, а сам царевич не был способен противиться чрезмерной любви и не осознавал опасных последствий. Пример изложения аргументов. 2. Поучительной является комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой – глуповатый и простоватый юноша-недоучка, опекаемый матушкой. Госпожа Простакова души не чает в Митрофанушке, балует его, никому не позволяет утруждать сына делами и учением. Каков итог такой материнской любви? Инфантильный, глупый, хитрый, ленивый, изворотливый, капризный молодой человек. Будет ли Митрофанушка счастлив сам и принесёт ли счастье близким? Ответ очевиден: нет! Пример вступления и заключения. 1.Вступление (ряд риторических вопросов) Заключение Существует ли взаимосвязь между поведением родителей и поведением ребёнка? Кто ответственен за формирование характеров детей? К чему приводят любые перекосы в воспитании? Ответы на эти вопросы можно найти, проанализировав текст В. В. Вересаева. Суть проблемы, поднятой в отрывке, заключается в том, что неправильное воспитание, выражающееся в чрезмерной родительской любви, развивает в ребёнке потребность удовлетворять только собственные желания. Следовательно, ответственность за формирование характера ребёнка, прежде всего, ложится на родителей. Дети – «зеркальное отражение» взрослых. Дети – это «те яблочки, которые недалеко от яблоньки падают». А если зеркало кривое? А если яблонька больна? Тогда, к сожалению, Лёвочки не переведутся. Пример вступления и заключения. 2. Вступление (ассоциации, вызванные темой текста) Заключение Себялюбие. Равнодушие. Эгоизм. Это не самые лучшие черты характера человека. Однако эти черты проявляются в каждом из нас в большей или в меньшей степени. В рассказе В. В. Вересаева идёт речь о капризном и эгоистичном мальчике, характер которого сформировался в результате «слепой» любви матери, «отдающей всю свою жизнь» якобы во благо жизни ребёнка. Итак, себялюбие, равнодушие, эгоизм… К сожалению, эти качества проявляются в людях, пусть даже в большей или в меньшей степени. И это не самые лучшие черты характера человека. Но всё в жизни поддаётся изменениям, стоит увидеть проблему и попытаться что-то изменить. Пример вступления и заключения. 3. Вступление (пословица, соответствующая теме текста) Заключение Русская народная пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить!» Ещё одна мудрость: «Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие будут». В своём произведении В. В. Вересаев говорит о матери, которая «родить дитя сумела», а «научить не смогла», и о ребёнке, который приносит пока только «маленькие бедки» и родителям, и посторонним людям. Конечно, обучать примудростям жизни нужно с пелёнок. И если «не научили, когда поперёк лавки ложился», то и не научить, «когда во всю длину растянулся» (из русской народной пословицы). Пример вступления и заключения. 4. Вступление (иллюстрация темы) Заключение Однажды я был свидетелем того, как один малыш вырвал из рук другого игрушку и толкнул его. «Хочу, хочу, хочу играть с этой машинкой!» - неслось по скверу. Слова мамы объяснили поведение мальчика-невежи: «А что такого? Немного поиграет и отдаст». О мальчике и о маме с неправильными жизненными установками и говорит в тексте В. В. Вересаев. Мне очень хочется помочь Лёвочке и тому малышу из сквера измениться. Поведение человека – это выбранная им судьба. Игра в «хочу – не хочу» неприемлема для взрослой жизни, фундамент которой закладывается в детстве. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ