Презентация по изобразительному искусству на тему Сюжетно-тематическая картина
7 класс Сюжетно-тематическаякартина 7 класс 7 класс Цели и задачи: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.Оборудование и материалы:Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.Художественные материалы для практической работы. План урокаБеседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.Постановка художественной задачи.Практическое выполнение задания.Подведение итогов и анализ работ. Ход урока.-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?(презентация , 1-5 сл.)/ Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/(презентация , 8сл.)- проверьте себя. Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ.Каждый из этих пяти видов делится на жанры.(презентация , 9- 13сл.)/ Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/ Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины. Каков сюжет представленных живописных работ? - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события. Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.) Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова). - Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры. (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др. При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза / Задание: выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./ Какие задачи решает предварительный эскиз?Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия; Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе. Видыизобразительного искусства ЖивописьГрафикаАрхитектураСкульптураДекоративно- прикладное искусство Жанры изобразительного искусстваЖАНР – общность художественных произведений, складывающая в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. Анималистический жанр;Пейзаж;Натюрморт;Портрет;Сюжетно-тематическая картина; Анималистический жанр скульптура живопись Морской (марина);Лирический;Сельский;Городской;Космический;Горный;фантастический; ПЕЙЗАЖ -изображение природы«пейзаж» с франц. «вид страны, местности» пейзаж Пименов Айвазовский И. И Левитан натюрморт с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и.т.д. графика живопись Портретизображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения, внутреннего мира. Парадный;Интимный (домашний)групповой; психологический;Автопортрет; Сюжетно –тематическая картина Историческая Бытовая Батальная Сказочно-былинная Мифологическая Бытовой жанр К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. Г. Терборх Бокал лимонада 1660 г. Бытовой жанр в России Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(1834-1882 г.), И. Е. Репин 91844-1930 гг.), В. Е. Маковский (1846-1920), В.В. Пукирев (1832-1890) А.Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие. А. Г. Веницианов На жатве. П. А. Федотов Сватовство майора В. Г. Перов Проводы покойника 1865 г. И. В. Репин Бурлаки на Волге. Исторический жанр Ему принадлежит особое место. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (1831-1894). И. Е. Репин (1844-1930), В.И. Суриков (1848-1916), В. В. Верещагин (1842-1904) и В. М. Васнецов (1848-1904). к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Николай Николаевич Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо,В. Верещагин, М. Греков и др. Леонардо да Винчи «битва при Ангьяри» 1503 г. гравюра В. Верещагин «Апофеоз войны» Сказочно-былинный жанр Мастера сказочно-былинного жанра:В. ВаснецовИ. БилибинМ. ВрубельБ. РогачевН. КочергинЧарушин Василий Васнецов Иван-царевич на сером Волке Аленушка Иллюстрация Религиозно – мифологический жанр Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в ХVII- ХVIII веках. Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства. А. Иванов « Явление Христа народу» Задание:1. Напишите на краю формата пять слов, которые так или иначе относятся к человеческой персоне. (Например: вода, апельсин, радость, ручка, кот);2. Создать эскиз сюжетно- тематической композиции, с условием того, чтобы все эти пять слов нашли свое место в работе;3. Подумать к какому жанру вы бы могли отнести вашу работу (или дать конкретный жанр, чтобы рисовать) Вся информация , нужная при составлении презентации, взята со страниц интернета Спасибо тебе наш общий друг Автор-составитель: Харматуллина Лилия Фаритовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Князевская СОШ» Тукаевского района Республики Татарстан