Из опыта работы.Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся


Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся Из опыта работы Яковлевой Ирины Владимировны МБОУ «Гимназия №6» городского округа Прохладный Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи- горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит Мудрость: Не торопись учить детей по– француз-ски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом. Серафим Саровский 9 «А» класс Принципы педагогики сотрудничества: 1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным.2. Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересо-ванность ребенка.3. Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.4. Взаимодействие должно быть справедливым и объективным5. Взаимодействие должно давать шанс на перспективу. Основные идеи воспитательной работы: - приоритетом воспитатель-ной системы класса являетсявоспитание нравственныхценностей как ядра личности;-гуманистическая направлен-ность воспитания – основа воспитания нравственных ценностей старшеклас-сников, где личность – «мера всех вещей». Главные цели воспитательной системы класса: - создание единой воспита-тельной направленности в становлении и развитии лич-ности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей;- воспитание потребностей кнравственному саморазвитию. Моделируемые нравственные ценности: - гуманность- доброта- любовь- милосердие- чуткость- толерантность Задачи по формированию нравственных ценностей: - развитие детей на основе принципов личностно-ориентированного воспитания;- утверждение в сознании и поведении детей духовно-нравственных ценностей через возрождение народных обычаев, семейных традиций;- создание условий для нравственного самовыраженияличности;- развитие взаимоотношений между членами классногосообщества на основе добра, справедливости, признанияиндивидуальности каждого члена коллектива;- педагогическая поддержка личности. Функции классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся: - изучение приоритетных жизненных ориентиров и нрав-ственных ценностей учащихся;- введение в практику часов саморазвития с целью изу-чения уч-ся собственных качеств, своих возможностей с элементами самокоррекции;- изучение с классом традиций и обычаев народов мира, страны, республики, традиций своей семьи, школы;- создание атмосферы эмоциональной отзывчивости, за-щищенности, безопасности, взаимной ответственности, чтобы каждый ребенок ощутил свою значимость;- формирование у детей понимания необходимости оказания помощи больным и слабым. Приемы воздействия на учащихся с целью нравствен-ного воспитания: - нравственное упражнение;- доверие;- пробуждение гуманных чувств;- доброта;- внимание;- забота Коллективная творческая деятельность - выпуск школьных газет, посещение музеев, выста-вок, библиотек;- организация конкурсов,концертов;-демонстрация родителям культурного потенциала класса, школы;- демонстрация талантов учащихся (концерты, вечера, дни открытых дверей и т.д.) Методики для диагностики успешности процесса воспи-тания: - методика неоконченных предложений;- методика «Детское стихо-творение»;-ранжирование понятий; - анкетирование;- методики изучения вос-питанности: «Хранилищечеловеческих качеств», «Репка» и др. Критерии усвоения нравствен-ных ценностей школьниками: - создание «нравственного лица» класса;- развитость стимулов, по-ступков и поведения;- развитость нравственногосознания;- отношение к нравствен-ным ценностям;- формирование жизненной позиции. Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей: - взаимодействие с семьей старшеклассника;- педагогическая поддерж-ка старшеклассников;- создание нравственных си-туаций по осмыслению собст-венного жизненного опыта старшеклассниками;-создание воспитывающейсреды в классе;- этическая защита старше-классников Родители – помощники и единомышленники классного руководителя