Презентация к уроку Мотив любви в лирике Анны Ахматовой


* Любовная лирика А. Ахматовой “Ты, росой окропляющий травы,Вестью душу мою окропи,-Не для страсти, не для забавы,Для великой земной любви”. * Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое. * ВспомнимСИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. * Например Природа. Странная, красивая.Радует, огорчает и удивляет.Нашу природу надо беречь. Волшебница. * Творческое задание Напишите синквейн * 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. * Творческое задание * Петербург. Конец 1913 года. Подвал “Бродячей собаки”. “Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей “незавитой челкой”, прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи”. Воспоминания Ю. Анненкова “Дневник моих встреч”. * Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. * прочтите отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви.определите, пожалуйста, какие оттеки любовного чувства передают прочитанные вами строки. * Земная любовь пытка гордость откровение зависть безумие несчастье радость тяжесть любовь Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. * Сжала руки под тёмной вуалью…«Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот…Я бежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.Задыхаясь, я крикнула: «ШуткаВсё, что было. Уйдёшь, я умру».Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: «Не стой на ветру».8 января 1911. * особенности: психологизм лирики  А. Ахматовой,чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя,драматургия стихотворения,выявляется сюжет стихотворения,близость стихотворения к прозе,говорящие детали, через которые передаются чувства героини. * лирическое «я»: то из светской среды «под темной вуалью» то из низов«муж хлестал меня... ремнем» то из богемного кружка«Да, я любила их, те сборища ночные» порой она одинока порой замужем иногда мы застаем ее на пороге молодости а иной раз за этим порогом (кое-где это косвенно обозначено: «десять лет замираний и криков», «ждала его напрасно много лет»). * мужчина: его влечение к «ней» - единственное то лиу него «другая жена» Трансформации перечислены не все Между тем в наше сознание «она» и «он» входят как две тождественные фигуры, над всеми личностными различиями берет верх устойчивость типологического свойства – стабильность их ролевого положения в развертывающейся драме. * Любовная повесть развертывается и вширь и вглубь - и как цепь драматических событий, и как наслоение переживаний и самоощущений. «Я» и «ты» («она» и «он») многообразно обнаруживают несходство взаимовосприятия, соответственно личностного поведения * «Я», «она» «ты», «он» она для него - «незнакомка», обессиленная своим влечением, чувственно желанная, но душевно безразличная. он для нее - «милый», даже «непоправимо милый», «самый нежный, самый кроткий», «мудрый и смелый», «сильный и свободный», но и «наглый и злой», «пленник чужой». Она - мучительно страдает, ей горько, больно он - иронизирует, рисуется, наслаждается своей властью Она ему: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе, / О смерти Господа моля» он - ей: «...иди в монастырь / Или замуж за дурака...». Она вместе с тем уверена в проникающей силе чувства, в неотвратимости его воздействия («Я была твоей бессонницей, / Я тоской твоей была», «А обидишь словом бешеным - / Станет больно самому»). он, при всем своем высокомерии, порой испытывает беспокойство, тревогу («проснувшись, ты застонал»). Кое-когда происходит и перемена ролей: мужчине (точнее, «мальчику») дано испытать «горькую боль первой любви», женщина остается к нему равнодушной: «Как беспомощно, жадно и жарко гладит/Холодные руки мои». * любовь окружается сетью противоречивых названий-толкований: Чувству сопутствует динамика разнородных состояний: ожидания, томления, изнеможения, окаменения, забвения. И, возвышаясь до неутолимой страсти, оно впитывает в себя другие сильные движения души: обиду, ревность, отречение, измену. свет, песнь, «последняя свобода» - и грех, бред, недуг, отрава, плен. * У Ахматовой есть выражение: «покой нелюбви». Слово найдено: «нелюбовь». Ахматова фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости - при наличии интимности. Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения, особую разновидность поведенческой ситуации. * «А ты думал – я тоже такая…» Сборник «ANNO DOMINI» * А, ты думал - я тоже такая,Что можно забыть меня.И что брошусь, моля и рыдая,Под копыта гнедого коня.Или стану просить у знахарокВ наговорной воде корешокИ пришлю тебе страшный подарок - Мой заветный душистый платок.Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядомОкаянной души не коснусь,Но клянусь тебе ангельским садом,Чудотворной иконой клянусьИ ночей наших пламенным чадом - Я к тебе никогда не вернусь. * Любовный эпизод выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности, никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Отсюда - впечатление крайней интимности, предельной откровенности этой лирики. * Выводы Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить, что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже в конце - это многопознавшая женщина, прошедшая большой путь. Но на протяжении всего творчества лирическая героиня сильная, гордая. Это является одной из ярких особенностей её любовной лирики. * Второй немаловажной особенностью лирических произведений Ахматовой является роль бытовой детали.Молюсь оконному лучу - Он бледен, тонок, прям.Сегодня я с утра молчу,А сердце - пополам.На рукомойнике моёмПозеленела медь.Но так играет луч на нём,Что весело глядеть.Такой невинный и простойВ вечерней тишине,Но в этой храмине пустойОн словно праздник золотойИ утешенье мне. * Третья особенность произведений Анны Ахматовой это стихотворения, написанные в виде лирического дневника. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу. Фрагмент придавал документальность произведению: ведь перед нами не то отрывок из услышанного разговора, не то обронённая записка:Он любил три вещи на свете:За вечерней пенье, белых павлиновИ стёртые карты Америки.Не любил, когда плачут дети,Не любил чая с малинойИ женской истерики.…А я была его женой. «Он любил…» * И четвёртая особенность - это «романность». Впервые мысль о «романности» в творчестве Ахматовой высказал Эйхенбаум. Он писал: «Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей». * Домашнее задание «Вечером» («Звенела музыка в саду…», 1913), «Небывалая осень построила купол высокий…» (выразительное чтение, анализ стихотворений)Поэма «Реквием» * Интернет - ресурсы http://images.yandex.ru www.akhmatova.org www.uchebnik.com