КАБИНЕТ ЗДОРОВЬЯ В МАОУ СОШ №33 (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС)
Кабинет здоровья в МАОУ СОШ №33 «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше , чем врач» Н.К. Смирнов В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей. Цель и задачи создания кабинета здоровья Формирование и развитие здоровьесбережения учащихся, педагогических и руководящих кадров.Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в преподавании предметов.Накопление и тиражирование различных здоровьесберегающих материалов.Научно-методическая и консультационная поддержка педагогов и учащихся школы в освоении здоровьесберегающих технологий.Научного, научно-методического, информационного обеспечения развития единой здоровьесберегающей среды школы Виды деятельности кабинета здоровья в нашей школе. Кабинет здоровья включает в себя пять основных зон: Здоровье зона для учащихся содержит материалы методические, видеоресурсы, интернет-ресурсы, информационные памятки. - зона для учителей содержит образовательные программы, программы курсов по здоровьесбережению, методические разработки уроков, бесед, внеклассных мероприятий в помощь учителю и классному руководителю Зона для родителей снабжена литературой по воспитанию здорового ребенка, памятками, буклетами, консультациями. информационная зона, где представлены стенды со схемами и фотографиями, памятками. В закрытой зоне собраны материалы по профилактике вредных привычек и других форм девиантного поведения. Есть в кабинете есть и зона отдыха и релаксации с радующими глаз декоративными растениями, играми для детей. Условия (учебная нагрузка, физическая активность, пропаганда ЗОЖ, участие в конкурсах, благоприятная психологическая атмосфера) Соблюдение правил ТБ, ППБ, ПДД(Сотрудничество с органами ГИБДД, пожарной частью города В.Пышма) Условия для развития личности, социальная защищенность(сотрудничество с \социальными органами опеки и попечительства) Целевые установки здоровьесберегающей технологии: стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;учет возрастно-половых особенностей;структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. Здоровьесберегающие действия: Оптимальная плотность урокаЧередование видов учебной деятельностиОздоровительные моменты Эмоциональные разрядкиПравильная рабочая поза ученика Группы здоровьесберегающих технологий Предметные области освоения основной образовательной программыначального общего образования(в свете ФГОС) Б.П. и Л.А. Никитины В.Ф. Базарный Стрельникова, Г.П. и Е.В. Воронковы «Методику развития ребенка от младенчества» и «Систему закаливания»,«Зрительные горизонты», «Дыхательная гимнастика» авторская концепция «Единство физического и умственного развития» Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Применение игровых технологий помогает решить проблемы:мотивации;развития учащихся; социализации.здоровьесбережения; Технология В.Ф.Базарного Здоровьесберегающие технологии Технология В.Ф.Базарного Основу телесной вертикали и телесно-моторную активность;Использование конторок, режим смены динамических поз;Реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. Технология В.Ф.Базарного Технология В.Ф.Базарного Технологии личностно-ориентированного обучения Здоровьесберегающие технологии •Технологии личностно-ориентированного обучения Технология проектной деятельности •Технологии личностно-ориентированного обучения Технология дифференцированного обучения Технологии личностно-ориентированного обучения Игровые технологии Песочная терапия Здоровьесберегающие технологии Хоровое пение Здоровьесберегающие технологии Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой Здоровьесберегающие технологии Методика эмоциональной цветописи А.Н. Лутошкина Здоровьесберегающие технологии Аспекты урока с позиции технологии здоровьесбережения. Гигиенические условия в классе (кабинете);Число видов учебной деятельности, Число использованных учителем видов преподаванияСредняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихсяУмение учителя использовать возможности показа видеоматериалов Аспекты урока с позиции технологии здоровьесбережения Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работыФизкультминутки и физкультпаузыВключение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизниНаличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на урокеБлагоприятный психологический климат на урокеМомент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активностиТемп и особенности окончания урокаСостояние и вид учеников, выходящих с урока. Число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. . Норма – не менее трёх. Число видов учебной деятельности: 1. опрос учащихся; 2. письмо, чтение; 3. слушание; 4. рассказ; 5. рассматривание наглядных пособий; 6. ответы на вопросы; 7. решение примеров, задач и др.Норма – 4-7 видов за урок.Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Чередование методов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут Творческий характер образовательного процесса снижает утомление Подвижные игры на переменахНаглядностиЗанимательных упражненийФантазирования Творческий характер домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). Преобладающее выражение лица учителя. Эмоционально- смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальные минутки и т.д. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете):1. Температуру; 2. Свежесть воздуха; 3. Рациональность освещения класса и доски; 4. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей; Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Позы учащихся Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке: их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения Психологический климат на уроке Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной деятельности ПРАВИЛА организации здоровьесберегающего урока Правило № 1. . Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Правило № 2. Использование различных каналов восприятия. Правило № 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Правило № 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. Темп и особенности окончания урока:1. быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;2. спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;3.задержка учащихся в классе после звонка (на перемене) - монотонность речи учителя;- металлический, резкий, крикливый голос;- однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи;- окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», «Тихо!» и др.;- отсутствие средств наглядности или формальное их использование;- безразличие к пассивной позиции учащихся- неиспользование ТСО;- несвязаность нового материала с ранее изученным;- констатирующий характер объяснения;- отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др. Недостатки поведения учителя на уроке: 10 правил здоровосбережения. 1.Соблюдай режим дня! 2. Обращай больше внимание на питание! 3. Больше двигайтесь! 4.Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Активно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра! Спасибо за внимание!