Выступление на педагогическом совете Социализация личности


Социализация на каждом этапе жизни ребенка
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром
Так, на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, т.е. формируется социальный опыт: опыт познания, отношений и деятельности. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду.С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду.Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя.А.В.Мудрик



Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения; в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.
Социализация как адаптация к определенным социальным условиям.Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой.Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду.

Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям.Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней.

Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум,когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора,

Социально- психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальнымиСамоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.
Общественная жизнь школы – деятельность различных детских организаций в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего
Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности. Демократизация ДОО - специальная деятельность, поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Демократизация ДОО, сотрудничество учащихся, вожатых, родителей в совместной деятельности способствует самоопределению школьников, т.е. их социализации.
Социальное воспитание – процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Ведущими функциями ДОО как воспитательной организации являются:• культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных; образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков — получения знаний, трудовых и т.п.);• регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности)
• коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля межличностного очного общения);• организационно-управленческая;• социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);• производственно-экономическая;• общественно-политическая.
Мониторинг эффективности процесса воспитания и социализации
Основные принципы организации мониторинга — принцип системности — принцип личностно-социально-деятельностного подхода — принцип объективности — принцип детерминизма (причинной обусловленности— принцип признания безусловного уважения прав


Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся- Тестирование (метод тестов- Опрос. Виды опроса:• анкетирование • интервью • беседа - Психолого-педагогическое наблюдение



Два мира есть у человека:Один, который нас творил,Другой, который мы до векаТворим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий


литература1. Аверин В.А. Психология раннего детства. СПб., 2000.2. Бочарова В. Педагогика социальной работы. М., 1994.3. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. М., 1991.4. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. М., 1991.5. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2001.6. Галагузова М. Н. Социальная педагогика. М., 1999.7. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. М., 2007.8. Гуманизация российского образования и проблемы защиты детства: Сб. ст. М., 1995.9. Должностные обязанности социального педагога//Вестник образования. - 1995. - № 11. - С. 63-65.10. Ильина Т. А. тема обсуждения - педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11.11. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2003.12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.13. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ под ред. М.П. Ивановой. - Воронеж, 1998. 14. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.15. Матейчек З. Родители и дети. М., 1992 год.16. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2002.17. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. М, 2003.18. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.19. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема.//Социальная педагогика.- 2005 - № 4. - С.47-56. 20. Н. Тихонова. Российская семья в начале века: ситуация удручающая //Воспитание школьников. -2002 -№3. - С.29-30.21. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.22. Рабочая книга социального педагога/под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1994.23. Теория и методология социальной работы, под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.24. Целищева Н. У доброго дела - широкие крылья.// Социальная педагогика.- 2005 - № 3. - С.37-40.25. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. М., 2007.26. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2002.