Презентация по русскому языку для 5 класса Лексика и фразеология


Урок- деловая игра Создаём газету «Лингвистический вестник». Обобщающий урокпо теме: «Лексика. Фразеология»5 класс Подготовила: учитель русского языка МБОУ СОШ №14 г Невинномысска Черепенько С.Ф. Цель повторить изученное по теме «Лексика и фразеология»развивать любознательность, способность оперативного мышления, формировать у учащихся умения самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.побудить к активной познавательной деятельности, воспитывать ответственное отношение к учебному труду и любовь к русскому языку. Первая полоса Лексика и фразеологияТермины: СинонимыОмонимыАнтонимыМорфемаОднозначные и многозначные словаДиалектизмы Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто Богатый русский языкУ школьников собрание, потом у них кино.Домой придёт мой старший брат,Он мне расскажет всё подряд,Он объяснит мне, что к чему,А я большая! Я пойму.И вот он начал свой рассказ:- Они ползут, а он им – раз!А тут как раз она ползла.А он как даст ему со зла!Они ей – раз! Она им – раз!Но тут как раз её он спас,Он был с ней заодно…Ух, сильное кино!Нет, видно, я ещё мала:Я ничего не поняла!НЕСООТВЕТСТВИЕ «После гибели Муму , Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».  Удивительная находка  Дорогие ребята, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых , слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу ,чтобы вы выросли. смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, волевыми. Соревнование с писателем ………………. картина,Как ты мне родна: ………………..равнина, …………………луна.Свет небес ………… ,И …………… снег,И саней ……………….……………….бег. Соревнование с писателем Чудная картина,Как ты мне родна:Белая равнина,Полная луна.Свет небес высоких,И блестящий снег,И саней далекихОдинокий бег. Занимательный калейдоскоп  Мой друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Родители ругали Шурика за это, а ему всё равно. Я на его месте давно бы сквозь землю провалился. А Шурику в одно ухо влетает, в другое – вылетает. Таким он был и когда от горшка два вершка составлял, и теперь, когда вымахал с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох. Однажды отец не выдержал: «Я больше не намерен бросать слова на ветер». И он потянулся за ремнём на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число и показать где раки зимуют(по Э. Вартаньяну). Занимательный калейдоскоп  Мой друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Родители ругали Шурика за это, а ему всё равно. Я на его месте давно бы сквозь землю провалился. А Шурику в одно ухо влетает, в другое – вылетает. Таким он был и когда от горшка два вершка составлял, и теперь, когда вымахал с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох. Однажды отец не выдержал: «Я больше не намерен бросать слова на ветер». И он потянулся за ремнём на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число и показать где раки зимуют(по Э. Вартаньяну). 13 Помоги Незнайке  Незнайка заблудился в стране фразеологизмов. Помогите ему найти дорогу, объяснив значение этих фразеологизмовСпустя рукава – плохоТянуть кота за хвост- медленноКот наплакал – малоПодложить свинью – сделать что-то нехорошееНаломать дров – наделать ошибокЗаморить червячка – перекуситьПоказать ,где раки зимуют – проучить, наказать  Соревнование «Кто больше?»Фразеологизмы , где употребляются слова    нос (зарубить на носу, нос повесил, водить за нос, держать нос по ветру…);уши (развесить уши, в одно ухо влетело, в другое – вылетело…);язык (держать язык за зубами, сорвалось с языка, тянуть за язык, язык проглотил…);голова (морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, сломя голову…);глаз (мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо в глазу…). Как вы понимаете смысл этого изречения? «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это неприятно?» Конфуций Согласны ли вы с ним? Век живи-век учись л е к с и к а а н т о н и м ы с и н о н и м ы о м о н и м ы Домашнее задание: Всем: повторить парагр. 45-51 По выбору: 1) написать заметку на тему: «Богатство русского языка»2 Составить кроссворд