Доклад на методическом объединении Работа с терминами на уроках биологии


РАБОТА С ТЕРМИНАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДАУчитель биологии Коваленко Е.А. Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и запоминающим. Научными терминами ученики коррекционной школы овладевают с большими трудностями. Эти затруднения вызваны недостаточной аналитической деятельностью школьников.Любой термин, обозначающий понятие, представляет собой какую-то степень обобщения, в то время как всякое обобщение связано с умением анализировать наблюдаемые природные объекты. ИСКАЖЕНИЕ ТЕРМИНОВ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ И НАПИСАНИИ«хлорофилл - хромофилл - хролофилл»«мочковатая – моховатая»«пикировка – пикитировка – питировка» ПОДМЕНА ОДНИХ ТЕРМИНОВ ДРУГИМИ«пестик – столбик – стебелек»«тело – туловище» ЗАМЕНА СОЗВУЧНЫХ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ТЕРМИНОВ«корешок – черешок – черенок»«диафрагма – цитоплазма» Дозируя учебный материал на тот или и ной урок, учитель должен ориентироваться не только на количество формируемых понятий, но и на сложность терминов, их обозначающих. Большое значение в овладении специальной терминологией имеет продуманное учителем предъявление учебного материала, поскольку от него зависит характер мыслительной деятельности школьников. При организации терминологической работы учителю необходимо придерживаться определенных дидактических условий. Важнейшие из них сводятся к тому, что осознание школьниками терминов должно происходить или в процессе непосредственного восприятия природных объектов или при осуществлении практических действий с ними. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ТЕРМИНОВ:1) Введение термина на начальном этапе восприятия нового понятия.2) Подвести учащихся к осознанию значения терминов от частных примеров.3) Термин вводится только после полного раскрытия сущности явления, как итог работы учителя и учащихся. ПРИЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:1. Подписывание учащимися на рисунках названий отдельных частей.2. Объяснение значения терминов и запись их на доске учителем.3. Запись незнакомых и трудных слов с кратким пояснением в тетрадь.4. Проговаривание учащимися отдельных терминов несколько раз вслух и про себя.5. Прием выявления этимологии термина.6. Прием выяснения семантики термина.7. Аналитико-синтетический прием.8. Вычерчивание простейших схем-опор.9. Заполнение несложных таблиц.10. Написание биологических диктантов.11. Исключение лишних понятий. Работа с биологическими терминами дает положительный результат только в том случае, когда она проводится в системе, ненавязчиво, в сочетании с другими методами и приемами на уроке. Конечно, совершенно невозможно такую работу проводить с каждым термином, поэтому учитель должен заранее выделить ведущие понятия урока и соответствующие им термины и спланировать приемы работы с ними.