Презентация Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках Обществозания. УСИ.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из направлений выдвигается задача формирования молодого человека с критическим нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека. Приобщение учащихся к деятельности на исследовательском уровне познания, как действенной форме проявления самостоятельности, нам видится одним из перспективных путей совершенствования обществоведческого образования 1.Концепция модернизаци российского образования на период до 2015 года. Интернет-ресурс (дата обращения 28.02.1012)2.Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Преподавание истории в школе – 2005 - № 3 – С. 31-39.3.Бабанский, Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с4.Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе – 2008 - № 2 – С.25-30.5. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2007 - № 2 – С.36-39. 2. Список источников и литературы 6.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. 272с7.Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб., 2003. – 340 с.8.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2006 - № 4 – С.14-22.9.Фомина Т. Ю. Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5 – С.45-53 2. Список источников и литературы Постоянное увеличение объёма знаний, быстрое устаревание научных сведений, необходимость ориентации в потоке возрастающей информации заставляет нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником (наряду с исследовательской деятельностью, основанной на непосредственном опыте самих ребят, исследовательской работе в рамках освоения проектной деятельности) может быть, по нашему мнению, исследовательская деятельность учащихся с использованием механизма социологических исследований, который мы называем «ученические социологические исследования». Кафедра педагогики РГПУ им. ГерценаПрофессор В.В.Барабанов Тысько Л.А. работает над этой проблемой в содружестве и под руководством кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И.Герцена с 1990 года (научный руководитель- профессор В.В.Барабанов)
На основе исследований Г. В. Артемьевой, А.В. Дружковой Мы определяем ученическое социологическое исследование как относительно самостоятельное изучение учащимися социальных проблем средствами социологической науки в условиях совместной деятельности учителя и учащихся Средние школы Республики Марий Эл: СШ № 7,Центробразования № 18, СШ № 21, 24, 26 – г. Йошкар-Ола; СШ № 3-п. Медведево, ПУ № 15-г.Волжск и другиеУчителя истории и обществознания средних школ Республики Марий Эл (Г.А.Демакова, Заслуженная учительница РФ, учителя высшей категории М.А.Соколова, Н.В.Богомолова, И.Л.Кудрявцева, Г.Н.Перспянцева, Е.В.Панкова, Т.Г.Старикова, Л.П.Мухаметзянова, И.А.Качалаева) - использование результатов ученических социологических исследований в процессе обучения обществознанию способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений
Анкетирование учащихся старших классов этих школ показало, что возрос их интерес к изучению обществоведческого материала на основе ученического социологического исследования. Учащиеся стали больше интересоваться социологической информацией и дебатами по социальным проблемам, освещаемым в средствах массовой информации. Школьники оценили ученическое социологическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство упрощения сложного материала, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу формирования позиции по исследуемой проблеме Мы выделили отличия ученического социологического исследования от научного социологического исследования: учебное содержание, педагогические цели и функции, относительная самостоятельность, использование меньшего количества методов социологии и др. Принципиальное отличие ученического исследования от научного связано, прежде всего, с целью и характером этой работы. Цель ученического исследования - глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование убеждённости и привитие учащимся исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся могут получить какие-то новые данные, но они не будут носить характер научного открытия. Единство ученического исследования проявляется в этапах, логике социологического исследования Ученическому исследованию подвергаются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматия, документы, статистическая, социологическая информация, материалы периодической печати, радио-телеинформация, Интернет и др. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации, по сложности мыслительной деятельности и педагогической направленности и требуют разной степени руководства и помощи учителя в их отборе Темы УСИ -Ценностные ориентации современной молодежи - Проблема общения между мужчинами и женщинами - Гражданский брак: за и против - «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую!» -«Подросток и алкоголь: есть ли выход из трясины?» -«Подросток и наркотики» -«Досуг современной молодёжи» -«Здоровье и Курение» -«Брать или не брать ребенка из детского дома» -«Женщина в преступном мире» -«Отказ от новорожденных» -«Средства массовой информации: эволюция человечества или деградация личности?» -«Насилие в семье» -«Преступность малолетних- порок воспитания или бич современного общества» -«Неравный брак» -«Граффити: Искусство или Вандализм?» -«Ранние браки» -«Преступность среди несовершеннолетних как социальный феномен» -«Место молодежных организаций в современном обществе» -«Игромания-болезнь современного мира без возраста» -«Как спасти ребенка от школьных извращений» -«Брак с иностранцем: Игра без правил» -«Недетская проблема: дети-воришки» -«Не сотвори себе кумира» -«Кризис семье в период ожидания ребенка» -«Брачный договор- экономика любви или…» -«Гражданский брак, за и против» -«Пьяные взрослые и… дети» -«Насилие в семье»-«Телереклама: райское наслаждение или скрытая угроза?»-«Трудоустройство несовершеннолетних - альтернатива правонарушениям в молодёжной среде»-«Смертная казнь: «за» и «против» -«Представление о здоровом образе жизни» Своеобразие урока с использованием результатов ученического социологического исследования Создается ситуация выбора одной из альтернативных точек зрения на проблему Ученики выступают в роли исследователей, респондентов, оппонентов, самостоятельно Учебный материал не дается в готовом виде, а организуется его поиск и систематизация Урок проводится в форме диалога, беседы. На уроке складывается атмосфера открытости и взаимного уважения Тысько Л.А. Методика ученических социологических исследований. Учебное пособие. Йошкар-Ола, 1998; Сборник материалов научно-практических конференций «Тарасовские чтения». Йошкар-Ола, 1996 - 2001гг. -Глубокое и прочное усвоение программного материала по обществознанию; -Выяснение учениками реального состояния изучаемого общественного явления; -Формирование исследовательских умений и навыков; -Выработка лично значимой и обоснованной оценки общественного события и получение ориентира в жизненном выборе; -Самостоятельная оценка того или иного социологического исследования; Анализ. По первому вопросу было выявлено почти полное единодушие. 90% респондентов (из них 75% - мальчики, 100% - девочки) считают, что на российской политической арене женщин-политиков мало. А 25% мальчиков такой вопрос даже не приходил в голову. Структура ученических социологических исследований разрабатывалась с учётом логики научных социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Е.Г.Слуцкий, А.В.Воронцов. В.А.Ядов и другие) и на основе разработок в области теории и методики преподавания обществознания (М.И.Махмутов, JI.H. Боголюбов, А.В.Дружкова, В.В.Барабанов, Г.В.Артемьева и другие) Методическая модель ученического социологического исследования Методическая модель ученических социологических исследований представляет собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя, учащихся и родителей в ходе исследования - знакомит школьников с построением исследования, с методами социологии; выявляет наиболее значимое для учащихся содержание обществоведческого курса и приводит его в соответствие с базисной программой и учебно-воспитательными задачами курса;-организует его изучение методами социологии (опрос, интервью, интерпретация социологической информации и др.) -формирует исследовательскую группу из учащихся, проявивших интерес и способности к какой-либо из поднятых проблем;-знакомит с методикой проведения ученического социологического исследования (проводит инструктаж);-подводит итоги первоначального ознакомления с темой на основе сбора эмпирического материала по готовым анкетам или составленным учениками, помогает в его анализе;-проводит учебное занятие с привлечением материалов проведённого ученического исследования (дискуссионное изучение темы);-оценивает самостоятельную исследовательскую работу участников исследовательской группы; С помощью выше представленной ученической модели социологического исследования учителя обществознания и других гуманитарных предметов могут организовать самостоятельную исследовательскую работу школьников на достаточно профессиональном уровне, а учащиеся - овладеть алгоритмом научного исследования в рамках школьного обучения.Исследование проходит в несколько этапов, логика которых предполагает как логику научного социологического исследования, так и логику ученического социологического исследования и учебных проектов (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская) Исследование избранной социологической проблемы происходит в пять этапов, в процессе которых используются: - логика научного социологического исследования;- логика ученического социологического исследования;- учебные проекты учащихся; Тема исследования может быть инициирована самими школьниками на основе их жизненного опыта, но чаще учителем в рамках учебного раздела, темы или курса. Тема рождается из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению учителя, учащиеся должны найти ответ, чтобы освоить тот или иной фрагмент (раздел) предметного содержания. Учитель продумывает педагогические цели и задачи, которые могут быть достигнуты в результате предстоящего исследования. 2. Работа с литературой по проблеме Учитель определяет сроки работы над темой, рекомендует специальную литературу. Учащиеся в общем виде формулируют тему исследования, ищут в рамках темы свою проблему, вопрос, обозначают свой вклад в исследование, составляют вопросы для анкетирования. 3. Образование исследовательских группНа опыте проверен наиболее оптимальный состав группы: ЛИДЕР – наиболее эрудированный и авторитетный школьник, который способен мыслить ассоциативно, самостоятельно развивать идеи, предложенные другими членами группы, предлагать свои и уметь аргументировать предложенный вариант. КОММУНИКАТОР - учащийся, способный провести опрос, взять интервью, выступить перед аудиторией с докладом, сообщением, информацией. АНАЛИТИК - школьник, выполняющий аналитическую работу, Математические подсчеты, статистическую обработку полученного в ходе социологического исследования материала. Группа обсуждает тему и ход работы в результате деятельности: - составляется план (программа) исследования; - формулируются цели; - определяются задачи; - выбираются методы осуществления работы:(анкетирование, анализ документов, интервьюирование, социологический опрос, беседы); - выдвигается гипотеза, которая затем проверяется в ходе социологического исследования. Заключительный урок может проходить в форме проблемного семинара, дискуссии, диспута, конференции, коллоквиума.Структура такого урока: 1.Вводное слово учителя, общая информация по теме;2.Поочередное выступление руководителей исследовательских групп;3.Обсуждение проблемы, дискуссионная часть урока;4.Подведение итогов исследования, выставление оценок; 1.Вводное слово учителя содержит тему, обоснование выбора исследовательского поля, актуализацию избранной проблемы, задачи и план урока.ВАЖНЕЙШИЕ педагогические задачи этапа: - обеспечение постоянного внутреннего контроля за классом;- регулярное стимулирование интереса к теме- поддержание активности мышления;-учет мнения каждого выступающего ученического социологического исследования;- выдерживание темпа, соблюдение регламента;- создание доброжелательной атмосферы при обсуждении;
2. Информация руководителей исследовательских групп Содержит результаты проведенного исследования, выводы и предложения.Выступление групп может сопровождаться презентацией своей исследовательской работы, компьютерной демонстрацией схем, графиков, диаграмм, таблиц. - выступление заранее подготовившихся оппонентов по обсуждаемым вопросам; - собеседование с участниками дискуссии по тезисам, которые выдвигаются в ходе обсуждения; - использование таблиц, плакатов, видеоматериалов, презентаций для убедительности и доказательности, инсценирование наиболее ярких моментов своими силами или использование фрагментов художественных произведений; - привлечение к разговору приглашенных учителей, классного руководителя, родителей, представителей администрации, общественности. 3. Обсуждение (полемика, дискуссия, диспут) – основная часть урока 4. Заключительная часть Содержит подведение итогов изучения темы на основе ученического социологического исследования, формулировку выводов, к которым пришли участники исследования.Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать разнообразные способы доказательства и опровержения, применять различные средства ведения спора
Окончательная проверка знаний по изучаемой проблеме осуществляется во время зачёта, контрольной работы или на основе письменных отчётов о проведённых УСИ Своеобразие урока с использованием результатов УСИ : создаётся ситуация выбора из альтернативных точек зрения на проблему; ученики выступают в роли исследователей, респондентов, оппонентов; учебный материал даётся не в готовом виде, а организуется его поиск; урок проводится в форме диалога; самостоятельно формулируются выводы; на уроке создаётся атмосфера открытости и уважения. Главный же результат – формирование у учащихся исследовательского подхода к изучению социальных проблем Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию (на примере урока-семинара на тему: «Политическая жизнь современного общества: Женщина во власти. Какая она? Насколько это реально для России?»)
Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где мужчина доминирует, особенно в нашей стране. В российском обществе продолжают стойко держаться гендерные стереотипы о «естественном» предназначении женщины быть только матерью и хозяйкой, а предназначение мужчины – быть «кормильцем» семьи, занимать руководящие должности во властных и экономических структурах. Например, среди государственных служащих женщины составляют 56 %, руководителей- только 9 %, а высшие руководящие должности в России занимают всего лишь 1,3 % женщин. В стране – единственная женщина-губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко «Может ли женщина быть успешной в этой области? Или же женщины в политике, во власти меньше преуспевают, потому, что не хотят выбирать это поле деятельности или просто не могут быть успешными по причине половой принадлежности?» И вторая сторона проблемы: «Нужны ли вообще женщины во власти?» Поэтому очень важно, чтобы учащиеся :- имели объективное представление о сути проблемы;- умели определиться в своём отношении к нему;- могли преодолеть гендерные стереотипы и сформировать новое видение проблемы в плане гендерного равенства В последние годы эти и другие вопросы становятся средством политической и социальной борьбы в Российской Федерации -подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы;-раскрыть перед учащимися сложность формирования современной политической жизни в Российской Федерации на основах демократии и подлинного равноправия граждан как мужчин, так и женщин;- повторить и закрепить понятия: политика, политический статус личности, политический лидер, политические права гендер – социальный пол; гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола; гендерные стереотипы – исторически сложившиеся восприятия и поведения мужчин и женщин; гендерное равенство – равное социальное положение мужчин и женщин, независимость, ответственность обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни; гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин; Политика гендерного равенства -создание условий для самореализации личности во всех социальных сферах с учётом их различий;-способствовать развитию мышления учащихся, формировать у них умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать её исследование, анализировать и делать выводы);-воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения;-разрушать стереотипы по отношении к роли, личности и значению женщин в семье, обществе и политике. Уважаемый школьник! Исследовательская группа 11«а» класса СОШ №24 проводит анкетирование по проблеме: «Женщина во власти. Какая она? Насколько это реально для России? Может ли она быть успешной в этой области?».
Текст анкеты 1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране: а) много; б) мало; в) не знаю.2. Знаете ли Вы кого-нибудь из них? Назовите их.3. Реальна ли ситуация в нашей стране: женщина-президент? а) да; б) нет; в) не думал(а) об этом.4. У Вас в округе проводят выборы два кандидата: мужчина и женщина. Кого бы Вы выбрали? а) мужчину; б) женщину; в) всё равно.
5. Каковы, на Ваш взгляд, характерные черты мужчин и женщин? Перечислите.6. Кто, по Вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?а) мужчина; б) женщина; в) это не зависит от пола.7. Как Вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение и культура относятся к женским (феминизированным) областям? 8. Встречались ли Вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как? 9. Сталкивались ли Вы с гендерной дискриминацией на уроках?а) да; б) нет; в) иногда.10. Влияют ли гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути? а) влияют; б) не влияют; в) затрудняюсь ответить.11. Выше мнение: готова ли наша молодёжь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства? а) да; б) нет; в) необходимо гендерное просвещение. План изучения материала и ход учебного занятия на тему: «Политическая жизнь в современном обществе: Женщина во власти. Может ли она быть успешной в этой области?» ( (2 мин) Актуальность изучаемой темы.- Вводное слово учителя. (7 мин) Роль и значение женщины в обществе. История развития вопроса. Гендер и гендерный аспект темы. – Беседа с классом по домашнему заданию.(5 мин) Официальные документы о равноправии женщин в мире, РФ, Республике Марий Эл. – Работа с документами на уроке.(25 мин) Реальное положение женщин в плане равноправия в РФ, Республике Марий Эл. – ---Информация о результатах проведённых исследований (руководители исследовательских групп). - Дискуссия по выдвинутым положениям (весь класс).- Беседа с гостем урока. (зам.министра социальной защиты В.Т.Злобина). (3 мин) Подведение итогов семинара (учитель). Исследование провела социологическая группа 11«а» класса СШ № 24 в составе : Куприянова С. –руководитель, Борбут М. и Головчик А. – члены группы Опрошено 30 учащихся 11«а» класса, в том числе 12 мальчиков и 18 девочек. Класс гуманитарный, влияние девочек в классе сильное. Подсчёт, оформление результатов исследования выполнено в соответствии с учебным пособием (Л.А.Тысько) и рекомендациями из «Рабочей тетради по социологии» (приводим анализ не на все вопросы анкеты) Вспомним острые дебаты в 2004 году кандидата в депутаты, единственной женщины (И.Хакамада) и её оппонентов –мужчин. Яркая, талантливая, компетентная, Ирина получила большой телевизионный рейтинг, но на выборах по стране лишь примерно 3%. Обнадеживает то, что в крупных культурных центрах (гг. Санкт-Петербург, Москва) – более 4%. Пока это первый камешек, но, надеемся, не последний? Любовь Слиска. Е. Панфилова-справа. Светлана Горячева. Екатерина Лахова. Мужчины более доминантны, независимы, больше стремятся к победе и конкурентной борьбе, демонстрируют напор, уверенность. Они концентрируются на задачах и победа в ситуации для них – необходимое условие выживания. Мужчины больше женщин переживают ситуацию низкого личного влияния. В результате у них понижаются самоуважение, адаптивность, повышается невротичность Типично женский образ, по исследованиям С.Бовуар: социальные и коммуникативные умения; теплота, эмоциональная поддержка, эмпатичность; склонность к взаимности отношений Наиболее важные представления о мужественности (маскулинности) и женственности (феминности) определяются в терминах «активность, независимость» - «пассивность, зависимость» Так, стереотипные представления женщин о себе отражают их недостаток уверенности и независимости. Они склонны недооценивать собственные умения и интеллект так же, как их недооценивают окружающие. Специалисты считают, что женщины верят в свою непригодность к занятию руководящих постов, испытывают трудности в преодолении соответствующих культурных норм, опасаясь показаться «странными» Женщины в общении стремятся к взаимозависимости, а по стилю лидерства отличаются большей демократичностью и социальной направленностью. Зависимость женщины от мужчины, её пассивность имеет несколько источников. В первую очередь, это на протяжении веков сложившаяся материальная, финансовая зависимость, когда женщина практически не могла существовать без мужчины Типично мужской образ: активность, компетентность, рациональное мышление. Стиль общения и лидерства у мужчин также отражает их доминирующе положение и авторитет в обществе, стремление к независимости, превосходству, авторитарности Благодарю за Внимание!