Презентация на темуРоль педагога-психолога в повышении психологической компетентности педагогов ОО


Роль педагога-психолога в повышении психологической компетентности учителя Мо педагогов-психологов В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку. Психологические требования к личности педагога Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Специальные способности педагога способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;способность самостоятельно подбирать учебный материал определять оптимальные средства и эффективные методы; способность по-разному излагать, доступным образом изменять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить понимание и усвоение всеми учащимися;способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний и навыков;способность за сравнительно короткий срок добиваться изучения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;способность правильно строить урок, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к занятию;способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной 'для обучения информации, а также непосредственное использование в педагогической деятельности;способность формировать у учащихся нужную мотивационную структуру учебной деятельности (учения). Специальные способности педагога к воспитанию Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию.Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей. Коммуникативные способности умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. Показатели развития коммуникативной компетентности педагога № Показатели Используемые методики оценки уровня развития 1 Мотивационный компонент Анкета “Мотивы трудового поведения” 2 Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии” 3 Эмоционально-волевой компонент Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) 4 Когнитивный компонент Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант) 5 Поведенческий компонент Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер)Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский)Тест определения характеристики коммуникативного компенента педагогического стиля (А.А.Леонтьев)Трансактный анализ общения Итоги оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (самооценка) Организация психологического самообразования педагога систематическое ознакомление с новейшими достижениями отраслей психологической науки, прямо или косвенно связанных с обучением и воспитанием: психология научения, психология воспитания, психология возрастного развития, социальная психология, психология познавательны процессов и личности, а также ряд других наук: медицина, патопсихсология, психофизиология и психотерапия. Психология педагогической саморегуляции Саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.