Презентация на тему: Роль педагога-психолога в формировании самоопределения школьника
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА ВЫПОЛНИЛА РАБОТУ: ЕФРЕМОВА К.А., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГМБОУ «ГИМНАЗИЯ №13» 2014-2015 УЧ. ГОД ЕФРЕМОВА КСЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №13»ОПЫТ РАБОТЫ: 2013 ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЕ Название Номер слайда Психолого-педагогическое сопровождение в рамках элективных курсов «Я в мире профессий» 4-6 Цели, задачи, методы курса 7-11 Теоретическое ознакомление с курсом 12-21 Мониторинг эффективности усвоения курса 22-27 Выводы 28 Литература 29 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРАЕТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. БЛАГОДАРЯ ЕМУ МОЖНО ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ПОДТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ВОВРЕМЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД ИЗ ПОТОКА В ПОТОК, ЕСЛИ ВЫБОР УЧЕНИКА БЫЛ ОШИБОЧНЫМ. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС, ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ: СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАТУСА УЧЕНИКА И ДИНАМИКУ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ; СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ;СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ УЧЕНИКАМ, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ. РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ СПОСОБСТВУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9-ГО КЛАССА «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ». ЦЕЛЬ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАННОЕ НА ЗНАНИЯХ И ОПЫТЕ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТЕНЫ БЛАГОДАРЯ ОБУЧЕНИЮ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕЕ УСПЕШНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ. ЗАДАЧА №1 СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ, УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РЕАЛИЗАЦИИ СЕБЯ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ, О ПУТЯХ И ПРАВИЛАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА). ЗАДАЧА №2 ПОЗНАКОМИТЬ СО СПЕЦИФИКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НОВЫМИ ФОРМАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОНКУРЕНЦИИ КАДРОВ. ЗАДАЧА №3 ОКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИОННУЮ ПОМОЩЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА. МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА КОМБИНИРОВАННЫЕ УРОКИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМИНАРЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, ГРУППОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ. ЗНАНИЕ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПРЕДПОЧТЕНИЙ, ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОСОБСТВУЕТ САМОПОЗНАНИЮ И САМООПРЕДЕЛЕНИЮ. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ: САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, В БЛИЖАЙШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ; АВТОРИТЕТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ; ПРИЗНАНИЕ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ, ДРУЗЕЙ; САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОВЫРАЖЕНИЕ - ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА; ПРИМЕНЕНИЕ СВОИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СПОСОБНОСТЕЙ; ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТРУДА; МАТЕРИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ, УТИЛИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ - ХОРОШИЙ ЗАРАБОТОК; ДОЛЖНОСТЬ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВА ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ. МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ: ПО ВИДУ: ОБЩАЯ МОТИВИРОВКА; РОМАНТИКА ПРОФЕССИЙ; МОТИВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА; МОТИВЫ, В КОТОРЫХ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ; ССЫЛКА НА ПРИМЕР; НЕМОТИВИРОВАННЫЙ ВЫБОР.ПО ХАРАКТЕРУ: МОТИВ, ЧЕТКО И АРГУМЕНТИРОВАНО ОБОСНОВЫВАЮЩИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВЫБОРА ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МОТИВАЦИЯ НЕЧЕТКАЯ, НЕДОСТАТОЧНО МОТИВИРОВАННАЯ; МОТИВАЦИЯ НЕУВЕРЕННАЯ, НЕАРГУМЕНТИРОВАННАЯ; НИКАК НЕАРГУМЕНТИРОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ. ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОЗВОЛЯЕТ УЗНАТЬ, ЧТО ИМЕННО ПОБУДИЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗБРАТЬ ДАННЫЙ ВИД ТРУДА И НАСКОЛЬКО ЧЕТКИЕ, АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ МОТИВЫ ВЫБОРА. ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЯСНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЪЕКТИВНЫМ ЦЕННОСТЯМ. ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ ЯВЛЯЮТСЯ: УСТАНОВКА НА ПРОФКОНСУЛЬТАНТА, НА КОНКРЕТНУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА, НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЗАДАЧУ В ЦЕЛОМ. УСПЕХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ГРАМОТНО СОСТАВЛЕННОГО ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА. ВЕДЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН - ЭТО ОБОСНОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗБИРАЕМОЙ ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБАХ ОВЛАДЕНИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ И ПЕРСПЕКТИВАХ КАРЬЕРНОГО РОСТА. ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ 1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ, СРЕДНЕСРОЧНЫЕ И КРАТКОСРОЧНЫЕ.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ. В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА Н.С. ПРЯЖНИКОВА (ЛПП) (ПО Е.А. КЛИМОВУ) ДОПОЛНЕННЫЙ ЦЕННОСТНО-НРАВСТВЕННЫМИ КОМПОНЕНТАМИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1. ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕСТНОГО (ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОГО) ТРУДА (ЦЕННОСТНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ). 2. ОБЩАЯ ОРИЕНТИРОВКА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ (УЧЕТ КОНКРЕТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОСТИ ВЫБИРАЕМОГО ТРУДА). 3. ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ.4. ОБЩАЯ ОРИЕНТИРОВКА В МИРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА (МАКРОИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ).5. ВЫДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ (МЕЧТЫ) И ЕЕ СОГЛАСОВАНИЕ С ДРУГИМИ ВАЖНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ (ДОСУГОВЫМИ, СЕМЕЙНЫМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ). ПРОДОЛЖЕНИЕ 6. ВЫДЕЛЕНИЕ БЛИЖНИХ И БЛИЖАЙШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ КАК ЭТАПОВ И ПУТЕЙ К ДАЛЬНЕЙ ЦЕЛИ. 7. ЗНАНИЕ О ВЫБИРАЕМЫХ ЦЕЛЯХ: ПРОФЕССИЯХ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И МЕСТАХ ТРУДОУСТРОЙСТВА (МАКРОИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ). 8. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВНЕШНИХ ПРЕПЯТСТВИЯХ НА ПУТИ К ВЫДЕЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ. 9. ЗНАНИЕ ПУТЕЙ И СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ПРЕПЯТСТВИЙ.10. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНУТРЕННИХ ПРЕПЯТСТВИЯХ (НЕДОСТАТКАХ), ОСЛОЖНЯЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЗНАНИЕ СВОИХ ДОСТОИНСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОДГОТОВКЕ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ И ПЕРСПЕКТИВ (САМОПОЗНАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ). ПРОДОЛЖЕНИЕ 11. ЗНАНИЕ ПУТЕЙ И СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ НЕДОСТАТКОВ (И ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТОИНСТВ), СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.12. НАЛИЧИЕ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА НА СЛУЧАЙ НЕУДАЧИ ПО ОСНОВНОМУ ВАРИАНТУ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. 13. НАЧАЛО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (КОРРЕКТИРОВКА) НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ ПО ПРИНЦИПУ «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ». Е.А. КЛИМОВ ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ВАЖНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ – «ТРИ КИТА»: «ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО». ОПИРАЯСЬ НА ЭТИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ОПТАНТ МОЖЕТ РАССУЖДАТЬ О КОНКРЕТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРАХ. В СВЯЗИ С ЭТИМ, КЛИМОВ ПРЕДЛАГАЕТ «ВОСЬМИУГОЛЬНИК» ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. В РАБОТЕ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ С РЯДОМ ПРОБЛЕМ Проблемы психологического сопровождения Психотехнологии профконсультирования Определение реальной проблемы профессионального самоопределения Беседа, интервью, сочинение, психобиография Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности Диагностика ценностных ориентаций, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей Комплексное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения Метод критических событий, психобиография, тестирование Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СФОРМИРОВАННОСТИ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА (ИНФОРМИРОВАННОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБОРУ). ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВОДЯТСЯ ПРИ ПОМОЩИ БАТАРЕИ МЕТОДИК, ТАКИХ КАК: МЕТОДИКА «ВЫБОР», ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, АНКЕТА ГОЛЛАНДА, ТЕСТ АЙЗЕНКА, ШТУР И ДР., А ТАК ЖЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ. МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА У УЧЕНИКОВ 9-Х КЛАССОВ В ПЕРИОД ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИРЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В ДИАГРАММАХ ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДАННЫХ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА 2013-2014 И ЗА 2015-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД МОЖНО ГОВОРИТЬ О РОСТЕ КОЛИЧЕСТВА ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ С ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАННЫМ ЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПЛАНОМ. ЛИТЕРАТУРА АБДАЛИНА Л.В., ГАВРИЛОВА Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. – ВОРОНЕЖ, 2004Г.ЛУКЪЯНЧЕНКО, Т.Н. ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.65 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» / СОСТ.: Т.Н. ЛУКЪЯНЧЕНКО - БЛАГОВЕЩЕНСК: БГПУ, 2010. - 154С. HTTP://RUDOCS.EXDAT.COM/DOCS/INDEX-419096.HTMLПРЯЖНИКОВ Н.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. - М., 1996. ХАТУНЦВА Л.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. – ВОРОНЕЖ, 2004Г.