Здоровые глаза — окно в яркий мир


«Здоровые глаза – окно в яркий мир»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д/с «Дружная семейка» компенсирующего вида» г. ЗаинскАвторы программы:Крысякова Елена Ивановна, воспитатель 1 кв. категорииГлухова Нина Ильинична, воспитатель 1 кв. категорииПроект для детей дошкольного возрастаВид проекта: коррекционно - развивающий.Участники: Дети группы коррекции зрения,Учитель логопед, воспитатели, медицинский персонал (врач-офтальмолог, медсестра-офтальмолог), родители группы.Срок реализации проекта: долгосрочный. АктуальностьДетей с плохим зрением становится больше с каждым годом.Эта тревожная тенденция выявляется сегодня во всем мире и связана с проблемой роста детской близорукости. К настоящему времени четверть населения Земли страдает миопией (1,6 миллиарда), и, по научному прогнозу, к 2020 году это число увеличится до одной трети (2,5 миллиарда). Иными словами, Земля превращается в планету прищуренных людей, но, прежде всего, в чем и острота проблемы, – детей.Забота о зрении наших детей - это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Цель проекта: Укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста Задачи:•Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.•Развивать сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей, через индивидуальный подбор упражнений.•Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы.Исходя из проведенной работы можно предположить следующие результаты:1. Произойдет активизация зрительных функций. •Улучшится зрительная память •Совершенствуется прослеживающая и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз. •Сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация). •Повысится уровень развития зрительного восприятия. •Повысится острота зрения. •Разовьется бинокулярное зрение.. Ожидаемые результаты: . Реализация проекта I. Подготовительный этап1. Изучение литературы Проанализировали литературу по проблеме проекта, с целью внедрения ее в практику коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения. 2. Обсуждение возможных мероприятий проекта с родителями и педагогами Обсудили мероприятия проекта с его участниками. 3. Анкетирование родителей. Выяснили знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации в домашних условиях, индивидуальные особенности детей.4. Подбор дидактического материала. Подобрали материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей Проведение развивающих занятий на развитие восприятия и сенсомоторики у детей.Цели:1. Самостоятельно научиться застегивать и расстегивать различные виды застежек. 2. Развитие самостоятельности; тренировка пальцев рук; координация движений; освоение последовательности действий; подготовка руки к письму.3. Развитие зрительной координации, координации глаз-рука; развитие устойчивой фиксации (локализации); развитие зрительного внимания, зрительного восприятия; тренировка глазомера; повышение остроты зрения; фиксация взора. Занятия Рамки с застежкамиС пуговицами, со шнурками, с кнопками, с крючками, с ремнями, с бантами, с молниями. Рисунки-шаблоны для выкладывания2. Основной этапБусины и колечки для нанизывания «Подбери гайку» . .Сортировка семян и крупы5. Перебирание крупы и семян Перекладывание бусин пинцетом ШнуровкаМозаика«Перенеси бусину пинцетом»«Сортировка крупы и семян»«Мозаика»«Подбери болт к гайке»«Шнуровка» Конструктор «ЛЕГО» различного размераДидактические и развивающие игры . . Проведение развивающих занятий на развитие тактильного восприятия.Цели использования: С помощью пальцев различать различные качества поверхностей.Уточнение тактильных ощущений; чувственное сравнение и анализ; концентрация внимания; координация движений; подготовка руки к письму, к восприятию окружающего мира. «Тактильные книги своими руками» Фабричные тактильные книгиПрибор для слухового восприятия книги «Волшебный карандаш» «Лоскутная книжка» «Шершавые дощечки» Образовательная деятельность.Тема: Экскурсия в кабинет охраны зрения. (октябрь) Цель: 1.Обобщить представления детей о профессии врача-окулиста (офтальмолога).2.Познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача-окулиста, проверка зрения.3.Показать детям работу отдельных офтальмо-логических приборов.Тема: «Для чего нужны глаза». ( сентябрь)  Цель: Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах.Тема: «Ты себе не навреди, свои глазки береги». (ноябрь) Цель: 1. Уточнить представления детей о глазах и их назначении.2.Закрепить знания о том что, полезно и вредно.3.Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.Тема: «Очки - мои помощники.» (декабрь) Цель: 1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам.Тема: «В гостях у королевы Чернички» (январь) Цель: . Продолжать закреплять у детей представления о роли зрения в их жизни; формировать представления о своих собственных зрительных возможностях; подводить детей к пониманию назначения очков и необходимости их ношения.Тема: Ах, эти чудные глаза. (февраль) Цель: 1. Продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения; - выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о зрении людей и животных. Если глазки плохо видят (март) Цель: 1.Формировать представления детей о своих зрительных возможностях.2. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками.3. Учить пользоваться вспомогательными средствами - лупой, биноклем.4. Учить сравнивать и описывать свои зрительные впечатления, полученные в очках и без очков.Наши помощники. Глаза. (апрель) Цель: 1. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека.2. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.3.Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторовТема: «Познай себя». (май) Цель: 1.Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих вред зрению, обсудить вопросы гигиены.2.Воспитывать, бережное отношение к своему зрению. 1. «Наши глаза» (сентябрь) Цель:. Дать детям знания соответствующие возрастным особенностям о глазах и зрении.2. «Как сохранить хорошее зрение.» (октябрь) Цель: Закрепление полученных знанийу детей об органах зрения – глазах. 3. «Правила ухода за очками» (ноябрь) Цель: Познакомить детей с правилами ухода за очками4. Проведение сюжетно-ролевой игры «Больница», «На приеме у офтальмолога.(декабрь) Цель: Закреплять и пополнить знания детей о труде врача-офтальмолога.Вызвать уважение к его труду.В игровой форме создать положительное отношение к ношению очков и окклюзий.5. «Домик для очков». (январь) Цель: Дать детям информацию для чего нужен футляр для очков.Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме.6. Экспериментальная деятельность. Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки (февраль) Цель: Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через главные и чистые стекла очков.7. Сюжетно-ролевая игра «Кукле Кате нужна наклейка» Совместно с детьми сделать наклейки для кукол (апрель). Цель: Продолжать положитель -ное отношение к ношеию окклюзий, показать важность ношения.Беседы  и сюжетно ролевые игры с детьми. Занятия на коррекцию зрения в офтальмологическом кабинете«Засветы» Гимнастика для глаз.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным. Офтальмотренаж Комплексы упражнений для профилактики и снятия зрительного утомленияПальмингУпражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями . В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение. .Цель: С помощью картинок познакомить детей с правилами бережного отношения к своему зрению.Тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания.Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.Учить обводить по контуру, вычленять предметы из группы предметов. Развивать глазомер, зрительное восприятие. Развитие зрительного внимания, кратковременной и долговременной зрительной памяти, развитие восприятия формы, моторики.Игры для коррекции зрения«Черное – белое»«Стрелоплан»«Трафареты» Консультации для родителей.Тема: «Значения развития осязания и мелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения» (Октябрь)Цель: Рассказать родителям о необходимости развития осязания и мелкой моторики. Предложить игры на развитие осязания и мелкой моторики...2. Тема: «Проведение зрительной гимнастики.» (Декабрь)Цель: Рассказать о важности проведения зрительной гимнастики. Познакомить с правилами ее проведения. Предложить комплексы для проведения с детьми дома.3. Тема: «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться.(Советы врача-офтальмолога) (Февраль)Цель: Рассказ врача – офтальмолога о том, как правильно выбрать очки и обращаться с ними. 4. Тема: «Телевизор и дети» (Апрель)Цель: Рассказать о правилах просмотра телевизора детьми с нарушением зрения. Выяснить как соблюдаются эти правила детьми дома.5. Тема: «Детское зрение. Защита и профилактика.» (Май)Цель: Дать знания родителям о мерах по профилактике нарушений зрения детей, защите детского зрения. Папки передвижки1. Тема: «Что нужно знать о детских глазках?» (Сентябрь)Цель: Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. На что нужно обращать внимание, чтобы выявить глазную патологию?2. Тема: «Что такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?» (Октябрь)Цель: Дать родителям сведения, что такое гимнастика для глаз и почему ее необходимо проводить с детьми имеющими нарушения зрения.3. Тема: «Гимнастика для глаз (картотека)» (Ноябрь)Цель: Предложить вниманию родителей различные комплексы гимнастики для глаз.4. Тема: «Играя – лечимся» (Декабрь)Цель: Предложить вниманию родителей информацию о том, как можно использовать игры с целью коррекции нарушений зрения.5. Тема: «Игры для детей с нарушением зрения» (Январь)Цель: Дать информацию родителям об играх для детей с ослабленным зрением, в которые можно играть с детьми дома.6. Тема: «Игровые упражнения для снятия зрительного утомления дошкольников.» (Февраль)Цель: Предложить родителям игровые упражнения для снятия зрительного утомления.7. Тема: «Игры для детей с ослабленным зрением.» (Март)Цель: Вниманию родителей предложить специально подобранные игры для детей с нарушением зрения. 8. Тема: «Гимнастика для глаз на каждый день (информация в уголок для родителей) (Апрель)Цель: Дать родителям примерный комплекс гимнастики для глаз на каждый день.9. Тема: «Комплексы упражнений для глаз.(Для взрослых)» (Май)Цель: Комплекс упражнений для снятия усталости с глаз. Комплекс для улучшения зрения. Комплекс для профилактики близорукости. 3. Заключительный этап.Обработка и анализ материалов проекта.Цель: Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта.2. Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях.Цель: Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка.3. Тема: Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, для того, чтобы лучше видеть, бинокль, увеличительное стекло и т.д.)Цель: Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам.4. Тема: Круглый стол. «Наши успехи, достижения». Цель: Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. Обмен мнениями о проведенной работе , обсуждение планов на будущее. …Ты увидишь все на свете:Как летают на ракете, Сколько всех на свете звезд,Как устроен длинный мост Кто живет на дне морском,Как построен школьный дом.Как железо добывают,Как микробов изучают,Как Америку открыли,Как на льдине люди жили,О животных и о птицах,И о пчелах-мастерицах.И чтоб книгу прочитатьНужно зреньем обладать.Если хочешь ты в кино –Тоже зрение нужно,Да и в цирке представлениеПосмотреть нельзя без зрения.Значит каждому из насНужно пару зорких глаз!