Презентация по МХК на тему Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи (10 класс)
Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи Кудашова Ирина Анатольевна Икона необходимая принадлежность храма и дома. Икона – «окно» в царствие Божие. В переводе с греческого означает образ, живописное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из святого писания, являющиеся предметом поклонения христианской религии. Русская икона писалась в иконописных мастерских при храмах, на липовой доске, покрытой левкасом (грунт из мелового порошка в смеси с клеем животного происхождения). Левкас тверд, плотен, белого цвета – это грунт под окраску и позолоту. В старину краски растирались на воде с добавлением яичного желтка. Написание иконы это сложный, трудоемкий процесс, требующий большого умения. Кудашова Ирина Анатольевна Существует Иконописный Подлинник, необходимый для работы иконописцев, в котором перечислены«атрибуты», отличающие одного Святого от другого. Так, например, Святые мученики, изображаемые на иконах, держат крест, епископы –Евангелие, пророки – свитки, Святые изображаются с бородами, а Ангелы – безбородыми. Иконописание – вид станковой религиозной живописи. Иконы писал иконописец темперными яичными красками, очень дорогими, натуральными, даже полудрагоценными материалами (камнями), которые растирались в пыль. Яичная темперная живопись сочеталась с басмой (вид ювелирной техники, имитирующей чеканку), сканью (узор, выполненный из тонкой золотой, серебрянной, медной проволоки, свитой в веревочку), зернью (мелкие драгоценные шарики диаметром 0,4 мм), эмалью (прочное цветное стекловидное покрытие). Кудашова Ирина Анатольевна Особенно любимы русским народом иконы Пресвятой Богородицы. Впервые образ Богородицы появился на Руси в XI веке, это была икона «Одигитрия», привезенная греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославовича, и у нас эта чудотворная икона получила название «Смоленская». Свои названия иконы получают главным образом от названия тех мест, где они были явлены. Существуют три основных типа Богоматери. Первый и самый распространенный тип – «Одигитрия», является классическим образом. Второй тип – «Умиление», т.е. милующая, жалеющая, любящая. Третий тип – «Оранта», т.е. молящаяся. Все три типа икон разные. Кудашова Ирина Анатольевна «Одигитрию» в дальнейшем стали изображать по пояс. На левой руке Богородица держит своего божественного Сына, а правой обращается к Нему с вечной мольбой о помиловании рода человеческого. Христос благословляет, отвечает согласием. Святые иконы Пресвятой Богородицы множество раз являли русскому народу чудеса, защищали от наступлений врагов, давали воинам силу и крепость духа в боях, исцеляли от болезней.Цвет в написании иконы имеет свое значение, как и в покраске храма, его куполов. Например: голубой – мирный, алый – в честь Богоматери, золотой – Христа. Обычно накидка на голове Богородицы (мафорий) – бордово-коричневого цвета, фон иконы золотой или небесный. Кудашова Ирина Анатольевна Богоматерь «Умиление» изображали иконописцы по-другому. Мать и сын обнимают друг друга, Христос, как правило, справа. Кудашова Ирина Анатольевна «Оранта» – изображение Богородицы в полный рост, с поднятыми руками. На груди у Богородицы в круге – изображение Младенца Христа. Такое же изображение Богоматери, но по пояс, получило потом название «Богоматерь Знамение». Кудашова Ирина Анатольевна Житийные иконы состоят из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни.Время расцвета иконописи – XIV век. Иконописцы второй половины XIV – начала XV веков: Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный.В 17 веке в иконописи выдвинулись два направления: 1 - Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Кудашова Ирина Анатольевна Второе направление - Строгановская школа (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи (икона «Иоанн Предтеча в пустыне»). Иконы Строгановской школы отличаются миниатюрностью, тонкостью рисунка и изяществом. В русской живописи 16 века усиливается декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин. «Иоанн Предтеча в пустыне» Прокопий Чирин Кудашова Ирина Анатольевна Русское иконопочитание теснейшим образом связано с таким характерным для России явлением как меценатство. Храмостроительство на Руси всегда было обязано «благочестивому деланию...» заинтересованных лиц, государственных или частных. Первое место среди частных меценатов занимает, безусловно, династия Строгановых, подвизавшаяся в Прикамье около пятисот лет. Строгановы обеспечивали и строительство храмов, и наполнение их разнообразной культовой утварью. Известно, что в своих вотчинных землях они организовывали иконописные и золотошвейные мастерские. Строгановы стали самыми элитарными слоями русского общества, а меценатство стало для Строгановых некой фамильной традицией, подхваченной позднее другими династиями – купцов Никитиных, промышленников Демидовых, пароходчиков Каменских. Широта их деятельности имела поистине государственное значение и лежала в основе культурного процветания края. Не случайно целые направления в разных видах искусства получили наименование «строгановских». Различают «строгановскую школу» в архитектуре, иконописи, церковном шитье. Кудашова Ирина Анатольевна Строгановская иконописная школа – наиболее яркое явление в поздней древнерусской иконописи. Ее хронологические рамки определяются второй половиной 16 – первой половиной 17 в. Сегодня нам известно более ста имен строгановских иконописцев, причем многие их произведения дошли да нашего времени и попали в крупнейшие музеи страны. Очевидно, такое обилие имен встречается в строгановской иконописи далеко не случайно. Именно Строгановы впервые по-настоящему оценили индивидуальное мастерство иконописца. Впервые в истории русской церковной живописи художники строгановской школы открыли красоту, мелодику и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц, что показывает общие особенности строгановской школы: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие краски, многофигурные композиции и пейзажные панорамы. Кудашова Ирина Анатольевна В конце XVII века возникло храмовое партесное пение, оно быстро приобрело на Руси множество сторонников, и русские распевщики в самый кратчайший срок переложили "на партес" весь годовой круг церковных песнопений, без сожаления оставив одноголосный знаменный распев. Партесное (от латинского слова partes - пение по партиям) или гармоническое пение было принесено в Россию в середине ХVII века из стран Западной Европы, как когда-то в Х веке было принесено в Киевскую Русь из Византии одноголосное богослужебное пение.Партесное пение, как особый вид хорового многоголосия, зародилось на Западе, затем развилось и окончательно сформировалось в западных и юго-западных пределах России и уже в готовом виде появилось в Москве в пятидесятых годах ХVII века. Но еще задолго до проникновения западного партесного пения, на Руси появилось свое церковное многоголосие. Оно появилось в XVI веке, на сто лет раньше партесного пения. Это - "строчное пение", или "русское согласие", как его назвали в противовес западному многоголосному пению.Таким образом, в развитии русского церковного многоголосия четко разграничиваются два этапа, которым соответствуют разные типы многоголосия: строчное - исконно русское пение, интонационной основой которого остаются знаменный и демественный распевы, и партесное - пение западного образца. Кудашова Ирина Анатольевна