Презентация по литературе Мотив искушения в драме Островского Бесприданница
Урок №2 Мотив искушения в драме А.Н.Островского «Бесприданница» Цели урока: образовательныеисследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушения является лейтмотивомсоотнести финальную сцену с христианским пониманием искушениявоспитательные решение частично-поисковых задач развитие творческого мышления осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в нейвызвать интерес к духовным проблемам бытия Оборудование урока Текст произведения Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”;Романс из фильма «Мохнатый шмель» Искушение не есть зло, но – добро.Оно хороших делает лучше.Это горнило для очищения золота… (Св. Иоанн Златоуст.) Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? Мотивы: Мотив пространстваМотив человека - вещиМотив блескаМотив искушенияМотив одиночества - Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).- Как вы понимаете значение слова искушение? Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного. Христос в пустыне искушается дьяволом» Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Хранит молодое челоПо воле и радость и горе.В глазах – как на небе, светло,В душе его – тёмно, как в море. Человек с тёмной душой. Кто это? Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения Значит, это центральный мотив, лейтмотив.”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, Так православие определяет искушение Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? - Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине? Итог урока.Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.