Презентация к исследовательской работе Проблемы современного прочтения классики в школе (на материале повести Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда).


Проблемы современного прочтения классики в школе (на материале повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Харланова Анна Олеговна,МБОУ СОШ №6 г. Орла,9 «А» класс. Научный руководитель: Извекова И.Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла Николай Семёнович Лесков 1831-1895 Предмет исследования: судьба творческого наследия писателя во «времени и пространстве» Цели:объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную, воспитательную ценность для разных поколений людей;сформировать интерес к литературе родного края как «литературной жемчужине» России;показать злободневность поднимаемых в повести проблем. Тезисы Уникальность писателя.Мировая известность повести.Лесков – психолог.Злободневность проблем, поднимаемых в книге:- проблема супружеской неверности;- проблема преступления и наказания;- проблема женской преступности;- проблема сирот – «отказников».Выводы. Уникальность Н.С.Лескова С одной стороны, Лесков стоит в одном ряду с классиками: Гоголем, Львом Толстым, Достоевским, Тургеневым, а с другой, занимает почетное место в ряду писателей-орловцев: Буниным, Фетом, Тютчевым, Андреевым, Зайцевым. Карта Орловской губернии Исследования Российской Государственной библиотеки 60% респондентов считают литературу, изучаемую в школе, актуальной, а герои классических произведений, по их мнению, встречаются в современной жизни. Карта «мировой известности» повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Фильм Р. Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда». 1989 г. А. Абдулов Н. Андрейченко Кадр из фильма «Сибирская Леди Макбет». Режиссер: поляк Анджей Вайда. Фильм снят в Югославии в 1961 г. Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Иллюстрации к повести Сюжет повести Бедная девушка Катерина выдана замуж не по любви за купца «50 лет с лишком». Муж бесплоден, но при этом со свекром постоянно попрекает невестку. Молодой женщине 23 лет скучно в доме постоянно отсутствующего мужа. Катерина Измайлова влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея. Она готова на все ради преступной любви, и начинается череда убийств, в результате которых любовники оказываются в тюрьме, где Катерина рожает ребенка и равнодушно отказывается от него.Сергей увлекается другой узницей, смеется над чувствами бывшей возлюбленной. В финале оскорбленная Катерина бросается вместе с соперницей в реку, и обе гибнут. Лесков - психолог Писатель проявил себя как тонкий психолог, показавший процесс зарождения, развития чувства любви у Катерины Измайловой и превращения его во всеобъемлющую страсть. Актуальность повести. Причины супружеской неверности: - неудачный брак; - избавление женщины от психологической зависимости; - в поисках общения. Проблема преступления и наказания Н.С. Лесков настаивает на гуманных принципах обращения с людьми, совершившими преступления: «Всякая кара есть мера отрицательная, а человеколюбие требует, чтобы она была…проникнута справедливостью». Проблема женской преступности В тюрьме женщина ломается быстрее мужчины, а необратимые духовные и личностные искажения происходят в ней в более короткие сроки. На 01.01.2011 в исправительных учреждениях содержалось 75 тысяч женщин, при женских колониях имеются 13 Домов ребенка, в которых содержится 965 детей. Уголовные преступления, совершенные лицами женского пола Проблема сирот-отказников По числу сирот Россия сегодня занимает первое место в мире. В нашей стране их 700 тысяч. Почти половина российских малышей(примерно 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Выводы: - ввести в школьный курс предмет «Психология семейной жизни»;- в процессе изучения произведений писателей-классиков освещать проблемы современности;- в целях просветительской работы организовывать встречи с сотрудниками правоохранительных органов, медицинских учреждений, Детских домов. Заключение Вот об этих проблемах заставила меня задуматься небольшая по объему, но очень содержательная повесть. Вот так писатель-классик, живший в 19 веке, писавший «на злобу» своего дня, помогает мне сейчас, в 21 веке, говорить вслух о проблемах современности.  Спасибо за внимание!