Презентация к уроку на тему: Споры вокруг драмы А. Н. Островского Гроза
Цель: проанализировать пьесу А. Н. Островского с точки зрения семейно-бытовой драмы. А.Н. Островский«Гроза» - 1859 год Словарная работа Драма – род литературы. Произведения создаются для постановки на сценеДрама – жанр литературы. Изображается столкновение личности с внешним миром. Допускается благополучное разрешения конфликта.Комедия – жанр литературы. Высмеиваются пороки общества.Трагедия – жанр литературы. Конфликт носит неразрешимый характер. Конфликт – специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Конфликт Личность-общество Личность-личность Личность Семейно-бытовой Конкретно-исторический Внутренний Три уровня конфликта в «Грозе» Катерина Варвара Кабанова Тихон Катерина Варвара Тихон Кабаниха Судятся-судятся Восторг Вражда, корысть, зависть Вид необыкновенный Честным трудом не заработать Чудеса Жестокие нравы, грубость, бедность Сельский вид Город Калинов За Волгой Конкретно-исторический конфликт – 1859 год Дом Торговый дом За высоким забором: «домашних едят поедом да семью тиранят»;«разврат тёмный да пьянство»;секрет: «одному весело, а остальные волком воют» Кулигин Борис Тихон Феклуша Кудряш Кабанова Варвара Дикой «Городские рассветы» «Тёмное царство» «Два города» Катерина Религиозна, патриархальна. Не может простить себе греха. В её сознании соединилось несоединимое: романтический порыв к свободе и почитание святынь «тёмного царства». Символы Город Калинов – символ «тёмного царства» Феклуша – символ невежества Гроза – символ непрочности «тёмного царства гиена огненная якорь барыня Г Р Е Х Споры вокруг драмы «Гроза» Критика девятнадцатого века Д.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860, «Современник») «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится всё безобразие взаимных отношений».«Характер Катерины…составляет шаг вперёд во всей нашей литературе».«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе».«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее». Д.Писарев»Мотивы русской «драмы»(1864, «Русское слово») Катерина – это натура, не ставшая развитой личностью.Катерина – стихийная и противоречивая натура, действующая под влиянием чувства, « полоумная мечтательница».«Вся Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий», стихийность же объясняется влиянием чувства.Самоубийство – результат неожиданный. А.Григорьев После «Грозы» Островского»(1860, «Русское слово») Народность – главное в творчестве Островского.Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Выводы: «Гроза» явилась для Добролюбова подтверждением зреющих в народе революционных сил. Писарев «судит» Катерину с позиций «мыслящего реалиста». Глубже всех понял Катерину Григорьев, отмечая обаяние страсти, и весёлой, и разгульной жизни, обаяние страсти роковой и трагической.