«Сущность понятия педагогического конфликта. Структурные элементы педагогического конфликта. Методы изучения педагогического конфликта»


«Сущность понятия педагогического конфликта. Структурные элементы педагогического конфликта. Методы изучения педагогического конфликта»Выполнила Волкова Людмила Ивановна Понятие и сущность педагогического конфликта Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов образовательного взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Типология педагогических конфликтов (по М.А. Гончарову) Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Педагогический конфликт (по М.А. Гончарову):служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания;способствует адаптации личности к новым условиям;объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения;помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации;способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет неформальные отношения в образовательном учреждении;«высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности членов образовательном социума. Понятие и сущность педагогического конфликта Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений. Причинами конфликта - являются, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт. Понятие и сущность педагогического конфликта Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействияВнутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Структурные элементы педагогического конфликта Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность.Структура конфликта – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение Структурные компоненты конфликта Конфликтная ситуация Участники конфликта Инцидент Объект конфликта Объект конфликта — социальное явление (чаще всего спорный вопрос, проблема), которое вызвало данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту.Участники конфликта – это отдельные личности, группы людей и даже организации. Наличие объекта и участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников конфликта. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Психологические компоненты конфликта: Мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта;Способы и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии;Информационная составляющая моделей поведения участников. Методы изучения педагогического конфликта Выделяют следующие методы изучения конфликтов: наблюдениеэкспериментсоциометрияанализ документовопроссистемно-ситуационный анализ математическое моделированиеличностные тесты Методы изучения педагогических конфликтов Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного. Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах. Заключение Конфликты являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается. Анализ причин, течения и результатов конфликтов убеждает в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие позиций и прочее. Список используемой литературы Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций.(Серия «Учебники и учебные пособия») / Д. П. Зеркин. – Ростов-н/Д:«Феникс», 1998. – 480 с. Кабаченко Т.С. Психология управления: уч. Пособие / Т.С. Кабаченко.– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 384 с.Конфликт как среда и средство управления [Электронный  ресурс].  Режим  доступа: http://www.uprav.biz/materials/education/view/3267.html?next=1Составные компоненты конфликта и его характеристики [Электронный  ресурс]. –  Режим  доступа: http://psyterra.spb.ru/moreinfo/conflicts/data/ic_moreinfoconflicts/3/ Психология управления конфликтными ситуациями [Электронный  ресурс]. –  Режим  доступа: http://www.shkl.ru/psihologiya/psihologiya-upravleniya-konfliktnymi-situaciyami Спасибо за внимание!