Презентация Художественная культура России пореформенной эпохи


Как ни тепло чужое море,Как ни красна чужая даль,Не ей поправить наше горе,Размыкать русскую печаль!Н.А. НекрасовХудожественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа ЛИТЕРАТУРА Вошел в историю как «печальник горя народного», как признанный лидер народнической поэзии. Он видел свое предназначение в том, чтобы разбудить крестьянина, дать ему надежду на возможность светлой и безбедной жизни.Произведения:«Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов(1821 – 1877) Первоначально был увлечен народническими доктринами. Но ход революционных событий во Франции 1848 г. изменил его позиции. Писатель обратился к теме «поколеблющего быта» России, когда «новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло». Произведения:«Записки охотника», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» Иван Сергеевич Тургенев(1818 – 1883) Взгляды Гончарова весьма расходились с идеалами разночинной интеллигенции. Он видел будущее России в активной практической деятельности всех членов общества, в реализации таланта умных и образованных русских предпринимателей. Произведения:«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Иван Александрович Гончаров(1812 – 1892) Пройдя муки каторги, писатель был убежден, что его сочинения должны служить пониманию философии человека. Писатель раскрыл характеры своих персонажей как особые психологические миры.Произведения:«Преступление и наказание»,«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) Писатель-реалист видел свое предназначение в критике и пересмотре общественно-исторического и религиозно-эстетического опыта людей.Произведения:трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910) Считается подлинным «исследователем души» своих современниковОткрыл новые пути в развитии мировой драматургииПьесы «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» Антон Павлович Чехов(1860 – 1904) Живопись Живописные жанрыЖанрово-бытовая сцена«Хоровая» картинаИсторическая живописьПортретПейзаж




Живя в Париже, художник создал свои лучшие полотна, пронизанные состраданием к обездоленным соотечественникам «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Птицеловы», «Рыболов», «Охотники на привале» Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Проводы покойника»Василий Григорьевич Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»Василий Григорьевич Перов «Последний кабак у заставы»Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале»Василий Григорьевич Перов Огромную роль в развитии реалистического изобразительного искусства той эпохи сыграло объединение «Товарищество передвижных выставок», представители которого вошли в историю русской культуры под именем художников-передвижников. Одаренный живописец, рисовальщик и художественный критик, Крамской отличался широтой взглядов, инициативностью и чутьем ко всему новому. Наиболее ярко индивидуальность мастера, в отличие от других передвижников, проявилась в жанре портрета. Портреты деятелей культуры, картины: «Полесовщик», «Христос в пустыне», «Неизвестная» и др. Иван Николаевич Крамской (1837-1887) «Полесовщик»Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина» «неизвестная»Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»Иван Николаевич Крамской В историческом факте борьбы за власть художник увидел прежде всего возможность показать психологически напряженную сцену столкновения двух разных личностей и противоположных жизненных позиций. Ге никогда не придавал особого значения точной передаче исторических событий. «Тайная Вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина? Христос и Пилат», «Голгофа» и др. Николай Николаевич Ге (1831-1894) «тайная вечеря»Николай Николаевич Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»Николай Николаевич Ге Николай Николаевич Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»«Голгофа» Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены.«На бульваре», «Свидание», и др. Владимир Егорович Маковский (1846-1887) Владимир Егорович Маковский «Свидание»«На бульваре» Передвижники умели подмечать подробности деревенского быта, знали нравы и обычаи патриархального крестьянства. «Приход колдуна на деревенскую свадьбу», и др. Василий Максимович Максимов(1844-1911) «Приход колдуна на деревенскую свадьбу»Василий Максимович Максимов Создание «хоровых картин» (выражение В.В. Стасова) требовало большого мастерства, точного воспроизведения бытовых деталей и, конечно же, умения видеть жизнь «глазами народа», с присущей ему мудростью, душевной теплотой и терпением. «Встреча иконы», и др. Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) «Встреча иконы»Константин Аполлонович Савицкий Поэзией любви к родным просторам проникнуты полотна многих художников XIX в., работавших в жанре пейзажа. Через пейзаж мастера классической живописи стремились выразить движения души, устремленной, подобно русским далям, в неизведанное, тоскующей по свободе, счастью, любви.«Грачи прилетели» и др. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) «грачи прилетели»Алексей Кондратьевич Саврасов Художник любил подчеркивать былинную мощь русской земли, ее могучую непобедимость.Пейзажи Шишкина отличаются солнечностью, ясностью, радостным мироощущением «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Среди долины ровныя», «Полдень. В окрестностях Москвы» и др. Иван Иванович Шишкин(1832-1898) «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»Иван Иванович Шишкин «Среди долины ровныя»Иван Иванович Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»Иван Иванович Шишкин Поленов обогатил русское изобразительное искусство христианскими религиозными темами, придав им современное звучание. Среди его многочисленных работ выделяются картины на евангельские сюжеты «Христос и грешница», «Московский дворик», «Заросший пруд» и др. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) «Христос и грешница»Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Поленов«Московский дворик»«Заросший прудик» Понимание Репиным личности изображаемой персоны было всегда точным, а оценки характера – взвешены и справедливы. Репин никогда не повторялся; он внимательно всматривался в каждый свой персонаж, выявляя его внутреннее состояние, настроение, мысли. «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Илья Ефимович Репин(1844-1930) «бурлаки на волге»Илья Ефимович Репин Илья Ефимович Репин«Протодьякон»«М.П. Мусоргский» «Крестный ход в Курской губернии»Илья Ефимович Репин «не ждали»Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»Илья Ефимович Репин Сибиряк по рождению, художник прекрасно представлял патриархальные идеалы, формирующие из века в век мировоззрение русского народа. В 90-е гг. Суриков, как и многие другие «шестидесятники», освобождается от трагического восприятия народной жизни. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка» и др. Василий Иванович Суриков (1848-1916) «утро стрелецкой казни»Василий Иванович Суриков «боярыня Морозова»Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»Василий Иванович Суриков «Степан Разин»Василий Иванович Суриков Васнецов отдал многие годы жизни росписи храмов. Умение искусно использовать орнаментальность и красочность фольклора придает картинам Васнецова оттенок нарядной декоративности. «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и др. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) «богатыри»Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов«Аленушка»«Иван-царевич на Сером Волке» архитектура Поиски национальной самобытности привели к господству архитектурной эклектики – смешению мотивов европейского и древнерусского зодчества, одной из разновидностей эклектики был так называемый «псевдорусский стиль» – направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб с резными украшениями и древнерусское узорочье.АРХИТЕКТУРА архитектураЦерковь, построенная в подмосковном имении Абрамцево в 1882 г. Здание Исторического музея(Архитекторы А.А. Семенов И В.О. Шервуд) Здание Городской думы (Проект Д.Н. Чичагова) Здание Верхних торговых рядов (Архитектор А.Н. Померанцев) храм Вознесения «на крови» в Петербурге ( 1882) (Архитектор А.А. Порланд) Храм Христа Спасителя в Москве(Архитектор К.А. Тон) Храм Христа Спасителя Современный вид (А. Денисов, З. Церетели) Памятники «Тысячелетию России» в НовгородеПамятники Богдану Хмельницкому В Киеве Скульптор М.О. МикешинСкульптор М.О. Микешин Памятник М.Ю. Лермонтову в ПятигорскеПамятник А.С. Пушкинув Москве Скульптор А.М. ОпекушинСкульптор А.М. Опекушин Иван ГрозныйМефистофельСкульптор М.М. АнтокольскийСкульптор М.М. Антокольский музыка «Могучая кучка» творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название дал кружку критик Владимир Стасов. Они называли себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства Ц.А. КюиМ.П. МусоргскийА.П. БородинН.А. Римский - КорсаковМ.А. Балакирев«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».


Его музыка вместила всеобъемлющую информацию о душе человека, психологии его чувств, динамике страстей, полно и глубоко запечатлела стремление к счастью и невозможность его достижения в силу трагичности и конечности земного бытия. 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, более 10 оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения и др. Петр Ильич Чайковский(1840-1893) Петр Ильич ЧайковскийИм создано десять опер, три балета, семь симфоний, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!