Презентация по мировой художественной культуре на тему Художественная культура России пореформенной эпохи(11 класс)
Художественная культура Россиипореформеннойэпохи Как ни тепло чужое море,Как ни красна чужая дальНе ей поправить наше горе,Размыкать русскую печаль!Н.А. Некрасов
Изменились ли темы в русской живописи ко второй половине XIX века?Антон Лосенко «ПрощаниеГектора с Андромахой»,1773год1.Историческая живопись2.Классический гомеровский сюжетАлексей Венецианов«На пашне», 1820годВ.Г Перов «Тройка»,1866
60-е годы XIX века – расцвет передовой русской культуры. «В начале шестидесятых годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела», - писал И.Е. Репин. Это было время огромного общественного подъема в России. 1861 год – отмена крепостного права, реформы 1860-х годов вызвали рост освободительного движения в стране.
«Бунт 14-ти»9 ноября 1863 году в российской Академии художеств произошло неординарное событие: 14 самых лучших студентов (претендентов на золотыемедали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему и покинули стены Академии. «Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали «Артель художников», которая впоследствииполучила название «Товарищество передвижных выставок» (1870 г.). В «Товарищество» в разное время входили: Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Г. Перов.
В.Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников.Автопортрет
Тема безотрадного горького детства в произведениях В. Перова. Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя, нищеты, отчаяния. «Спящие дети»
«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло», и оно произносило свой приговор над её явлениями» - писал Стасов. В.Г. Перов «Проводы покойника»
«Перед нами сани с женщиной и детьми, - говорил Д.В. Григорович. - Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова - никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе.
В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...» В.В.Стасов
В. Г. Перов «Последний кабак у заставы», 1866год
Василий Перов «Старики-родители на могиле сына»Лица родителей скрыты от глаз зрителей, но не сложно догадаться, что они чувствуют. Женщина ссутулилась, спряталась за своего мужа от всего внешнего мира, чтобы скрыть всю свою печаль. Старик же выглядит более стойким, но всё же показывается его невыносимая горечь, как бы старательно она не была спрятана.. /Как вы думаете, по мотивам какого произведения написана картина?Поклонись до земли своей материИ отцу до земли поклонись...Мы пред ними в долгу неоплаченном —Помни свято об этом всю жизнь.М. Рябинин
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г. Автопортрет. 1867
И.Н. Крамской «Христос в пустыне», 1872годТретьяковская галерея. Москва
Портрет выполнен в серовато-коричневой гамме. Толстой на портрете изображен сидящим в кресле в естественной позе с руками, непринужденно сложенными на коленях.Скуластое лицо, большой широкий нос, пышная борода – все это делает Толстого похожим на обыкновенного русского мужика. Однако это не мужик - даже синяя рубаха, напоминающая обычную крестьянскую блузу, сидит на нем как-то очень элегантно. Величественный силуэт, красиво ниспадающие складки сорочки придают портретируемому особое благородство.И.Н. Крамской. Л. Толстой
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.Существует не подтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чье личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории). Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.И.Н. Крамской. «Неизвестная»,1883год. Третьяковская галерея. Москва
А. БЛОК «НЕЗНАКОМКА»И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Есть ли что-то общее между картиной И.Н. Крамского «Неизвестная» и стихотворением А.Блока «Незнакомка»?
Портрет Александра III. 1886
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877–1878Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Н.Н. ГЕ «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
1.2.3.4.5.6.7.Укажи автора и название картины по приведенным фрагментам
ВЫВОД:В творчестве художников-передвижников В. Г. Перова И.Н. КрамскогоН.Н. Ге приоритетным являлось: 1.Правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты.2.Глубоко выразить чувства и переживания представителей самых разных сословий.3.Критически взглянуть на традиционную народную жизнь:запечатлеть несовершенство и несправедливость жизни.Д\З: творчество В.И. Сурикова, И.Е. Репина.