Презентация на тему: Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. : открытие «внутреннего человека»
Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. : открытие «внутреннего человека»
РомантизмХудожественное направление в европейской культуре. Романтическое искусство наполнено грустью, скорбью, пессимизмом.Романтическую литературу, музыку, живопись называли «энциклопедией чувств»
Эпоха РомантизмаВозникла после эпохи Просвещения, когда литература считалась высшим из искусств и почиталась, как область граничащая с философией. Романтики не согласны с этой точкой зрения. По их мнению именно музыка способна передать эмоции человека.
Одной из самых модных теорий во времена романтизма по мысли романтиков стала - Теория синтеза искусствУникальная сверхчувствительность позволяет художнику воспринимать окружающий мир в неразрывности звуков, красок, форм. Они хотели чтобы музыка засияла красками, как живопись, рассказала звуками, не обращаясь к словам, содержание литературных произведений.
Синтез искусств:Это взаимопроникновение музыки, живописи и литературы.
В основе всех открытий романтизма лежит:Трагический разлад личности с окружающим миром.
Но есть в искусстве романтизма и светлая сторона – народное творчество:Это героический эпос, сказки, песни и другие виды фольклора, которые существенно обогатили европейскую художественную культуру и сделали её многоязычной и национальной.В Германии романтическое мироощущение ранее всего выразила литература.Во Франции – живопись.
Развитие романтизма во французской живописи.Французские художники тяготели к экзотическим мотивам; игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности».
Теодор Жерико Плот «Медузы»
Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии»
Эжен Делакруа – вождь французского романтизма в живописиТак в 1831 году парижане смогли увидеть «Свободу, ведущую народ» (больше знакомая нам по школьным учебникам, как «Свобода на баррикадах»). Делакруа потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. Творение было восторженно принято и тотчас куплено правительством. Но из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на всеобщее обозрение. Молодая женщина с обнаженной грудью в центре символизирующая свободу и отвагу революционеров. Мужчина в цилиндре с ружьем слева от Свободы - сам Делакруа.
Эжен Делакруа «Данте и Вергилий»Первой картиной, представленной 24-летним Эженом Делакруа на суд публики, стала «Ладья Данте». Сюжет полотна заимствован из песни XVIII «Божественной комедии» Данте. Полотно наполнено художественными символами: лодка, плывущая по волнам времени в потусторонний мир. Нарочито натуралистично выписаны фигуры грешников, отчаянно цепляющихся за края утлого суденышка, особенно бросаются в глаза зрителю…
Смерть СарданапалаНесмотря на нападки критиков, Эжен Делакруа продолжает как будто любоваться в своих работах нарочитой жестокостью и эротизмом. Следующая работа, представленная публике, называлась «Смерть Сарданапала». Делакруа создавал образ Сарданапала (ассирийский владыка), чтобы предупредить: кто не стремится в своей жизни к добродетели, того ждет бесславный конец. Легенда о Сардонапале гласит, что беспутный царь, чтобы не быть жертвой мятежников, решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображен момент, когда он приказывает убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Огромное красное покрывало, на фоне которого все происходит, символизирует льющиеся реки крови…
Резня на ХиосеНастоящий успех пришел к Делакруа позже, в 1824 году, когда он выставил на обозрение в парижском художественном салоне свою картину «Резня на Хиосе». Полотно живо описывало ужасы недавней войны Греции за независимость. Французский поэт Бодлер назвал картину «жутким гимном року и страданию». Критики поспешили обвинить молодого художника в чрезмерном натурализме.
Франсиско Гойя - знаменитый художник, который известен своими неоднозначными картинами. Кажется, что большинство из них созданы на грани какого-то болезненного психоза. Они удивляют и даже пугают. Стоит сказать, что для его времени (1746-1828), это было очень необычно. Многие его работы не понимают даже в наше время.
Серия офортов Франсиско Гойи, которая представлена здесь, называется Los Caprichos, Капричос, что переводится, как - Причуды. Серия была закончена в 1799 году. Все они являются своеобразными карикатурами, высмеивающие существующий порядок Испании - политический, социальный и религиозный строй того времени. Не только он, но и многие другие люди были возмущены тем, что происходит вокруг. Разжиревшая от безнаказанности церковь предавала инквизиции кого только пожелала, посылая на плаху и костёр неугодных ей людей. Дворянство, которое было настолько далеко от обычного народа, что не желало ничего делать для процветания страны и становилось похоже на беззаботных животных - ослов, которые только едят, пьют и развлекаются в своих имениях.
Капричос руки мастера Франсиско Гойи были созданы его желанием хоть как то изменить общество. Он пытался указать всем окружающим на существующие проблемы. Конечно, его зрители и без того всё видели и понимали, но им нужна была подпитка и поддержка, что бы начать совершать культурную революцию, сначала в умах, а потом и в реальности. Дурные стороны жизни XVIII века казались Гойя настоящим злом. Он страдает от того, что видит деградацию общества, падение нравов и морали. Всё это отразилось в его гравюрах, где гротескные, карикатурные, символические, зашифрованные образы существуют в некоем мрачном пространстве. Именно такой Гойя и видел Испанию его времени - мрачное, инфернальное место, где церковь и власть, распутство, пьянство и социальная деградация день за днём убивают некогда великую страну.
Портрет семьи Карла IV Портрет Махи одетой