Презентация Мир реальности и мир новой реальности: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19-начала 20 века
Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 вековМир реальности и мир «новой реальности»:
Характеристика эпохи:Стремительный научно-технический прогрессДуховная деградация общества
Реализм - Лат. Realis - вещественный, действительный –Воплощение правды жизни в искусстве различных стилей и эпохПредставители реализма в литературе:
Представители реализма в литературе:Французская литература:Эмиль Золя (1840-1902)Суть произведений: сущность человека и его судьба предопределены социальной средой, бытом, физиологиейРоманы: «Чрево Парижа», «Нана», «Деньги», «Жерминаль», «Западня»
Представители реализма в литературе:Ги де Мопассан ((1850-1893)Суть произведений: анализ действительности, утеря духовной цельнгости; любовь, лишенная романтической возвышенности, откровенная страстьПроизведения: повесть «Пышка», многоообразие новелл, романы «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан»
«Если бы я мог говорить, — писал Мопассан в одном из писем, — я бы высказал когда-нибудь все таящиеся во мне печальные мысли, которые я всегда отдалял, не вникая в них. Они наполняют меня и отравляют мою душу, как желчь отравляет больных печенью. … Думать становится страшной мукой, когда весь мозг точно сплошная рана. У меня вся голова как бы разбита, и малейшее движение мысли заставляет меня кричать от боли. Почему? Почему? Дюма сказал бы, что у меня плохое пищеварение. Но мне кажется, что у меня, скорее всего, гордое и стыдливое сердце, старое человеческое сердце. Над ним часто смеются, но оно очень чувствительно и причиняет страдание. А в мозгу у меня душа латинской расы, очень уставшая. Бывают дни, когда я так не думаю, как теперь, но я и тогда страдаю, потому что я один из тех, с которых заживо сняли кожу. Но я этого не говорю, не показываю и даже, кажется, отлично скрываю. Меня, наверное, считают одним из самых равнодушных людей. А на самом деле я только скептик, что вовсе не одно и то же. Я скептик, потому что у меня ясный взор. Глаза мои говорят сердцу: спрячься, старик, ты смешон! И сердце прячется».
Представители французского реализма:Анатоль Франс (1844-1924)Псевдоним «Франс» – дань любви к родинеСуть произведений: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю всем желаниям, если они благородны, великодушны и разумны» (А.Франс, «Преступление Сильвестра Боннера», 1881г.)Произведения: ироничный и скептический роман «Современная история», «Остров пингвинов» – злая карикатура на человеческое общество
Цитаты и афоризмы. А.Франс:Бог, небеса, все это - ничто. Истинна только земная жизнь и любовь живых существ.В природе многих людей - рассуждать умно, но поступать нелепо.В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.Война - преступление, которое не искупается победой.Для того чтобы достичь многого, мы должны не только действовать но и мечтать; не только планировать, но и верить.
Представители реализма в литературе:Ромен Роллан (1866-1944)Суть произведений: размышления о современной жизни, обществе, искусствеПроизведения: «роман-поток» «Жан-Кристоф» (произведение, посвященное одному герою)
Английская литература конца 19 века:Роберт Луи Стивенсон (1850-1894)Суть произведений: отвержение серой прозы будней«Остров сокровищ» (1883): столкновение двух нравственных позиций – чести, благородства и жажды наживы
Английская литература конца 19-начала 20 в.Артур Конан - Дойл (1859-1930)Суть произведений: психологическая характеристика человекаПроизведения: рассказы о Шерлоке Холмсе
Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.Оскар Уайльд (1856-1900)Суть произведений: настоящее искусство – ложь, красивая сказкаПроизведения: роман «Портрет Дориана Грея» (олицетворение человеческой совести)
Цитаты и афоризмы. «Портрет Дориана Грея»Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще....что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.Опытом люди называют свои ошибки.
Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.Джозеф Редьярд Киплинг (1856-1936)Главная идея творчества – колониализм (процветание, мир, культура – в далекие «нецивилизованные» земли)Произведения: «Книга джунглей» (универсальный закон братства – «Мы с тобой одной крови»)
Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.Бернард Шоу (драматург) (1856-1950)Суть произведений: столкновение разных идеологий, насмешка над жизнью, столкновение смешного и серьезногоПроизведения: пьесы «Дом вдовца», «Тележка с яблоками», «Пигмалион» (опровержение мнения о непреодолимости социальных барьеров)
Литература Германии конца 19 – начала 20 в.в.Братья Генрих и Томас МанныГенрих Манн (1871-1950), представитель реалистического направления, по сути произведений – разоблачительОсобенность произведений: едкий сарказм по отношению к буржуазному стилю жизниПроизведения: «Верноподданный» (гл.герой – Дидерих Геслинг, грубый, невежественный, лоялен к идеям шовинизма шовинизм породил фашизм ничтожный трус становится эксплуататором)
Литература Германии конца 19 – начала 20 в.в.Томас Манн (1875-1955)Основная тема творчества – кризис культуры и христианской нравственности, вырождение гуманных человеческих отношенийПроизведения: «Будденброки» (1901) (крах семьи Будденброков в условиях волчьих законов рынка. Причина краха – изменение духовного мира семьи, члены которой из поколения в поколение становятся более утонченными и менее жизнеспособными)
Нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 ввПричина возникновения – «противодвижение» романтизму и реализмуСтановление новой художественной культуры Декаданс (декаденство) – от фр. Dekadence – упадок, разложение
Декаданс -Явления культуры, бросающие вызов общепринятым нравственным и эстетическим ценностямПоэтическая группа «Парнас»Девиз «парнасцев» – «…живопись, скульптура, музыка не служат абсолютно ничему» (Т.Готье)
Нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 ввШарль Бодлер ( 1821-1867), французский поэтОсобенность творчества: исповедальный самоанализ, противоречащие образы прекрасного и безобразного, метания между добром и зломПроизведения: нашумевший поэтический сборник «Цветы зла»
Шарль БодлерТебя, как свод ночной, безумно я люблю,Тебя, великую молчальницу мою!Ты - урна горести; ты сердце услаждаешь,Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,И недоступнее мне кажется в тот мигБездонная лазурь, краса ночей моих!Я как на приступ рвусь тогда к тебе, бессильный,Ползу, как клуб червей, почуя труп могильный.Как ты, холодная, желанна мне! Поверь, -Неумолимая, как беспощадный зверь!
Символизм Декадентское течение, возникшее во ФранцииЦель: с помощью образов-символов постичь и передать сущность мироздания, проникнуть в тайны сознанияОсобенность: пессимизм, апокалиптические предсказания, тоска, отчаяние, грезы и галлюцинации
Символизм Поль Верлен (1844-1896)Особенность стихотворений – пессимизм, музыкальная утонченностьМеня не веселит ничто в тебе, Природа:Ни хлебные поля, ни отзвук золотойПастушеских рогов, ни утренней поройЗаря, ни красота печального захода.Смешно искусство мне, и Человек, и ода,И песенка, и храм, и башни вековойСтремленье гордое в небесный свод пустой,Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!...Устал я жить, и смерть меня страшит… (перевод Ф.Сологуба)
Символизм Гийом Апполинер (1880-1918)Особенность творчества: поиски «новой реальности» через нетрадиционную форму стиха, передающую энергетику 20 векаПроизведения: сборники стихотворений «Алкоголи» (1913), «Каллиграммы» (1918)
Новаторство Апполинера:1) отказ от традиций2) смешение прозы и поэзии3) отказ в стихах от знаков препинанияВ саду где привиденья ждутЧтоб день угас изнемогаяРаздевшись догола нагаяГлядится арлекина в пруд…
Символизм Морис Метерлинк (1862-1949), бельгиец-драматургОсобенность пьес: выражение «боли души» при отсутствии внешних проявлений страданияПьесы «Непрошенная», «Слепые», «Смерть Тентажиля и др.; пьеса-сказка «Синяя птица»; драма «Там, внутри» (главная героиня – Смерть, человек живет, не задумываясь о неизбежном конце, тем самым обманывает себя)
Постимпрессионизм. Живопись.Поль Сезан (1839-1906), французский художникОсобенность творчества : мир сквозь призму чистых красок и простых форм
«Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах… Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок» (П.Сезан)
Постимпрессионизм. Живопись.Винсент ван Гог (1853-1890), голландский художникОсобенность творчества: воплощение своего внутреннего «я»: боль одиночества, мучительные страдания, проблески радости и надежды
Основные характеристики произведений В. Ван Гога1) экспрессивная нервозность2) цветовой диссонанс3) гибкие беспокойные мазки4) сгущенный колорит5) в целом – повышенная эмоциональность
Постимпрессионизм. Живопись.Поль Гоген (1848-1903)Особенность творчества: насыщенный колорит, экзотикаИдея произведений: гармония природы и человека
Кубизм. Живопись.Кубизм (от фр. Cube –куб) – течение в изобразительном искусстве первой четверти 20 в. Особенность: действительность сквозь призму геометрических фигур (куб, конус, цилиндр)Теоретики и создатели: Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Кубизм. Живопись.Пабло Пикассо (1881-1973), французский художник испанского происхожденияНесколько периодов творчества:«Голубой период»: «Любительница абсента»,«Розовый период»: «Девочка на шаре»Кубистический период: «Авиньонские девицы»
Модернизм . Кубизм. ЖивописьОсобенности творчества в целом: разные манеры написания
«Герника» – страшный ответ фашизму
Абстракционизм Направление в изобразительном искусстве 20в., отказавшееся от реальности, как предмета творчества.Основоположники: Пит Мондриан, Василий Кандинский, Казимир Малевич
Абстракционизм Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944)Особенность творчества: беспредметные композиции без названий – отсутствие эмоционального восприятия мира«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость» (Пит Мондриан)
Композиция с красным, синим и белым
Натюрморт с кувшином и имбирем
style.rotation
Деревья
style.rotation
Сюрреализм От фр. Surreulisme – буквально «сверхреализм»Суть: источник искусства – подсознание человека (сновидения, галлюцинации, инстинкты и пр.)Основоположник – французский поэт и врач-психиатр Андре Бретон
СюрреализмАндре Бретон (1898-1956)«…простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять народ, сколько можно, в толпу» (Андре Бретон)Суть: освобождение от морали и призывы к бессмысленному насилиюВоскресеньеСамолет прядет телеграфные проводаа ручей мурлычет старую песнюНа празднике кучеров - оранжевый аперитивно у поездных механиков бесцветные глазаУлыбка этой дамы затерялась в лесах
ВоскресеньеСамолет прядет телеграфные проводаа ручей мурлычет старую песнюНа празднике кучеров - оранжевый аперитив,но у поездных механиков бесцветные глазаУлыбка этой дамы затерялась в лесах
Заря, внезапная, как холодный душ. Углы комнаты - незыблемые - далеко-далеко. Белая плоскость. Чистое движение в полумраке, туда, обратно. Я открываю для себя застенное, Париж в Париже - пассаж с его грязными детьми, пустыми мешками, твердит о нем без умолку. Деньги, дорога, красный глаз и блестящая лысина пути. День создан, чтобы научить меня жить, узнавать время. Наброски ошибок. Большая встряска заструится голым медом болезни, плоха игра - засахаренным сиропом, голову под воду, усталость. Крохотная мысль - как талисман, - старый траурный цветок без запаха, я держу тебя обеими руками. Голова отлита в форму мысли .
Сюрреализм Зигмунд Фрейд (1856-1939)Кто такой психоаналитик, сегодня знает каждый. И каждый знает, что его услуги - дорогое удовольствие (тем не менее в Америке этим увлекается каждый седьмой, в Европе - каждый пятый). Человека, придумавшего такой заработок, зовут Зигмунд Фрейд. О его теориях известно много. О нем самом - мало. Он не хотел, чтобы о нем знали. - Ненавижу этих писак! - рычал Фрейд, вертя в руках свежий экземпляр своей очередной биографии.- Тысячу раз повторял, что общественность не имеет права на мою личную жизнь! Помру - тогда пожалуйста. И Цвейг - туда же, хочет, видите ли, увековечить мою жизнь! Я ему так и написал: "Кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и скрывать свое собственное недопонимание". Биографы Фрейда недоумевали: ну надо же, какая цаца. Всю жизнь беспардонно копался в чужих .жизнях, а тут - на тебе!
Сюрреализм. Живопись. Сальвадор Дали(1904-1989)«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создаю, их тожэе не понимаю» (Сальвадор Дали)Особенность творчества: мистификации и парадоксы, экстравагантность и остроумие
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Открытие Америки Христофором Колумбом
Христос св. Иоанна на кресте
Постоянство памяти
Натюрморт
style.rotation
Пейзаж
style.rotation
Два цыганских мальчика
style.rotationppt_wppt_y
Портрет девушки на фоне пейзажа
style.rotationppt_wppt_y