Презентация по литературе на тему Родная природа в творчестве русских поэтов 5 класс
Учителя МБОУ СОШ № 170 Бакшаевой К. Н. Название урока «В стране Золотой осени»Цели:Общие –привлечь внимание к стихам о природе , познакомить с произведениями живописи и музыки об осени. Частные –прочитать и выучить стихи русских поэтов, посвящённые осени ; дать понять о метафоре как одном из средств изобразительности в художественном произведении.Оборудование урока: 1) Репродукции с картин художников:И. Левитана «Золотая осень»,В. Поленова «Золотая осень»,И. Остроухова «Золотая осень»;2) Запись музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня»; 3)Макеты теремков. Ход работы I 1) Найти ключевое слово в названии урока ( золотая ) 2) Подобрать синонимы к этому слову.(Значения: жёлтая, солнечная, яркая , прекрасная, любимая). 3) Путешествие по теремкам с названиями: «Поэзия», «Живопись», «Музыка». У теремка с названием «Поэзия» ребят встречают девушки – старшеклассницы в оранжевых и красных сарафанах, украшенных листьями .На тереме висит плакат, где дано определение понятия метафоры: «Перенос свойств одного предмета на другой». На втором плакате указано задание: найти сквозную метафору во всех звучащих у теремка стихах. 4)Девушки читают стихи об осени. Детям предлагают вопрос:«Какой они видят осень у каждого из поэтов?» А) А.С. Пушкин. Из стихотворения «Осень» Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы. (Осень у Пушкина то грустная, то светлая) б) Из поэмы И. Бунина «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.(Празднична и нарядна осень в поэме И. Бунина) Н.Заболоцкий «Сентябрь» Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября. Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице (Праздник осени запечатлен в стихотворении Н. Заболоцкого) 5)Какая метафора проходит через эти прекрасные стихи об осени? (золото осени) II.У терема с названием «Живопись»1)Висят репродукции с картин художников:И. Левитана «Золотая осень»,В. Поленова «Золотая осень»,И. Остроухова «Золотая осень».Плакаты с цитатами из стихов:А)Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…Б) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,В) Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.Задание: подобрать цитату к каждой картинке. И. Левитан «Золотая осень» В. Поленов «Золотая осень» И. Остроухов «Золотая осень» 2)Дети рассматривают репродукции к картинам и составляют по ним рассказы: а) И. Левитан «Золотая осень»(Тишина осени. Нежно – золотая листва берез. Золотится под лучом солнца трава. Пятна света и тени лежат на широком поле. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма. Холодный, тяжелый цвет воды.) б) В. Поленов «Золотая осень»(Золотые березки танцуют в легком хороводе, дорожка стремительно бежит вдаль. Река течет медленно и плавно. Чуткая тишина рождает тревогу.) В)И. Остроухов «Золотая осень»(Яркая, золотая, розовая листва. Бурая трава. Черные стволы деревьев. Проглядывает ясное, голубое небо. Жар золотого лета земля отдает листьям) 3)Беседа: -Почему картины называются одинаково?-Что нового дает каждая картина зрителю?-Какая из картин создает впечатление тревоги, прощания? III.У терема «Музыка»1)Дети слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского.2)-Какое настроение передает музыка?-С какими стихами и с какой картиной она созвучна? IV. В школьном саду Дети собирают клиновые листья и создают художественные композиции. Лучшие выставляются в кабинете. V. Подводятся итоги урока.Активным выставляются оценки. VI. Задание на дом:Прочитать по учебнику литературы стихи поэтов о родной природе и выучить наизусть по выбору.