ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА
Урок литературы в 11 классе Учитель: Лоско Л.И. МОУ «Перемиловская СОШ» Шуйского района Ивановской области Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве.С. Есенин Цели урока: Самостоятельно проанализировать стихотворения Есенина (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и родной природы2. Уметь находить художественно- изобразительные средства, определять их роль в тексте3. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина Истоки творчества С. Есенина Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях? Низкий дом с голубыми ставнями,Не забыть мне тебя никогда, -Слишком были такими недавнимиОтзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снитсяНаше поле, луга и лес,Принакрытые сереньким ситцемЭтих северных бедных небес. Несказанное, синее, нежное...Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя - поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Холодной скорби не измерить,Ты на туманном берегу.Но не любить тебя, не верить —Я научиться не могу. «Час ученичества» 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», С. Есенин выбрал именно А. Блока? Сопоставьте два стихотворения этих поэтов: «Россия» и «Запели тесаные дроги...» Определите черты внутреннего сходства, духовного родства поэтов и их индивидуальность в раскрытии темы Родины. Сходство: В мотиве дороги («...И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи...» А. Блок; «Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты...» С. Есенин.)В состоянии души («И крест свой бережно несу» А. Блок; «И не отдам я эти цепи» С. Есенин). Индивидуальность поэтов: У Блока: «спицы расписные», «песни ветровые», «мгновенный взор из-под платка». У Есенина: «тесаные дроги», «часовые у дороги и поминальные кресты», Русь — «малиновое поле и синь, упавшая в реку». Каковы истоки творчества Блока? А Есенина? ТалантМесто рожденияСоциальные истокиКультурные истоки Природа и Родина в лирике С. Есенина. Задача: проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики. Вопросы и задания для анализа Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?Найдите изобразительно-выразительные средства, определите их роль в создании этих образов.Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение? Сопоставьте стихи Есенина с русской живописью (репродукциями картин Шишкина, Левитана) И. Левитан Шишкин И. Левитан. Владимирка И. Левитан. Осень. Река. И. Левитан. Осенний пейзаж И.Левитан. Золотая осень И.Левитан. Вечерний звон. И.Левитан. На Волге И. Левитан. Вечер на Волге. И.И.Шишкин.Рожь. И.И.Шишкин.Полдень в пригороде Москвы. И.И.Шишкин.Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села И.И.Шишкин. Лиственный лес И.И.Шишкин. Сестрорецкий бор И.И.Шишкин. "Среди долины ровныя ..." И.И.Шишкин. "Святой ключ" близ Елабуги М. Дудин: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полет коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть, наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния».Вопрос:Можем ли мы эти слова отнести и к поэзии Есенина? Домашнее задание: Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).Сочинение на одну из тем:«Мой Есенин»;«Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»;«Природа и Родина в лирике Есенина»