Презентация по литературе на тему Исторические мотивы в творчестве А.С. Пушкина


Цель исследования: осмысление и исследование истории литературно-художественными средствами Задачи:Рассмотреть феномен: Пушкин - поэт-историк Показать историцизм поэтического мышления Пушкина как средство разобраться в настоящемОпределить роль воображения в создании литературного произведения Начиная с юношеского «Воспоминания в Царском Селе» (1814) голос Клио –одной из девяти муз, покровительницы истории, – постоянно звучит в творчестве Пушкина. К нему, к этому «страшному гласу», он прислушивается всю свою жизнь, стремясь постигнуть ход истории, причины возвышения и падения, славы и позора великих полководцев и мятежников, законы, управляющие судьбами народов и царей. Поражаешься, как много у него произведений исторического звучания. Вся русская история проходит перед читателями Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; Русь крепостная – в «Русалке», в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях о нем; великие деяния Петра – в «Медном Всаднике»,«Полтаве», «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачева – в «Капитанской дочке»; убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе«Евгения Онегина». 1 марта 1822 г. Пушкин переписал набело только что законченную «Песнь о Вещем Олеге» – одно из первых исторических произведений поэта. Свободолюбивый пафос пушкинской баллады несомненен, хотя и заключается не в описании подвигов легендарного князя, а в прославлении «правдивого и свободного вещего языка» поэзии, не подвластного суду современников. Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. История же – даже далекая – переживалась остро, как современность, как нечто происходящее сейчас, могущее сейчас снова повториться. Характерно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания:«Бориса Годунова» поэт заканчивает 7 ноября 1825 года. То есть историческая трагедия Пушкина не была уходом в прошлое, создание ее не было вызвано желанием отвлечься от злободневных тревог современной жизни. Произведение это, оставаясь историческим в подлинном смысле этого слова, было в то же время остро злободневным. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец царствования Александра I, описывая конец царствования Бориса Годунова. Разумеется, когда поэт создавал «Бориса Годунова», перед взором его стоял не только цареубийца Александр I. Его замысел бесконечно шире нравоучительной аналогии двух царей. Пушкина занимает прежде всего вопрос о природе народного мятежа, о народном мнении – вопрос очень его интересующий, освещенный позднее еще и в «Капитанской дочке». Две исторические фигуры привлекали особенное внимание Пушкина: Пугачев и Петр I. Первый – вождь крестьянского восстания, потрясшего Россию; второй– крутой реформатор, не считавшийся с жертвами на своем пути и положивший начало новому периоду русской истории. Пугачеву Пушкин посвятил повесть«Капитанская дочка» и исторический труд «История Пугачева», Петру же – две поэмы («Полтава» и «Медный всадник») и труд «Арап Петра Великого». Также поэт увлеченно работал над его жизнеописанием, но не успел закончить. Обе фигуры интересовали Пушкина и как художника и как историка. Пугачев и Петр воплощали для Пушкина историю, прошлое России, и, изучая их деятельность, он хотел найти ответы на острейшие вопросы современности и прояснить будущее. Фигура мятежного Пугачева давно привлекала внимание Пушкина, он стал интересоваться ею еще в Михайловской ссылке. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: и в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева», и в качестве писателя в «Капитанской дочке» И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств. Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана. В поэме «Медный Всадник» Пушкин увидел перед собой воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Поэт в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у него – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы. Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни. Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии – таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина. 1 Муза, покровительница истории 3 7 6 2 4 1 8 5 2 Князь в одном из исторических произведений Пушкина 3 7 6 2 4 1  к л  и о  8 5 3 Сказочный персонаж 3 7 6 2 4 1  к л  и о  л  8 5  е  г 4 Имя Годунова 3 7  р 6  у  с  а 2 4 1  к л  и о   к л  8 5  а  е  г 5 Царствовал во времена Пушкина 3 7  р 6  у  с  а 2 4 1  к л  и о  б   к л  8  о 5  а  е  р  г  и  с 6 Вождь крестьянского восстания 3 7  р 6  у  с  а 2 4 1  к л  и о  б   к л  8  о 5  а л   е  к  с  а  н  д  р  г  и  с 7 Царь-реформатор 3 7  р 6  п  у г   а  ч  е  в  с  а 2 4 1  к л  и о  б   к л  8  о 5  а л   е  к  с  а  н  д  р  г  и  с 8 Поэма, посвященная Петру I 3 7  р  п 6  п  у г   а  ч  е  в  с  т  а 2  р 4 1  к л  и о  б   к л  8  о 5  а л   е  к  с  а  н  д  р  г  и  с 3 7  р  п 6  п  у г   а  ч  е  в  с  т  а 2  р 4 1  к л  и о  б   к л  8  п  о  л  т  а  в  а 5  а л   е  к  с  а  н  д  р  г  и  с Заключение За два с половиной месяца до кончины Пушкин сочиняет так и неотправленное письмо к П.Я. Чаадаеву, где уверяет, что «ни за что на свете не хотел бы переменить отечество и иметь другую историю». Пушкин защищает перед Чаадаевым прошлое отечества. Этими чистосердечными словами он как бы подводит итог своему творчеству, посвященному истории страны. Пушкин, как умный человек, конечно, не мог не видеть множества черных страниц в истории России, но сердцем он все равно чувствовал, что его Родина – лучшая страна с лучшей историей. Список использованной литературы В.Г. Белинский «Статьи о Пушкине» М. «Просвещение», 19832. Г.Н. Волков «Мир Пушкина» М. «Молодая Гвардия», 19893. Ю.М. Лотман «В школе поэтического слова» М. «Просвещение», 19884. Б.С. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина» Л. «Художественная литература»,19745. Б.С. Мейлах «Творчество А.С. Пушкина» М. «Просвещение», 1984www.prometeus.nsc.ru