Презентация по литературе на тему XVIII век. Век разума и просвещения
XVIII век.Век разума и просвещения Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.РадищевСловесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин План урока Историческая эпоха. Реформы Петра I.Новая русская литература.Понятие о классицизме. Историческая эпоха Реформы Петра I Вид Красной площади в Москве Литография Жюля Арну Вид Моховой и дома Г.Пашкова Памятник Екатерине II «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой Дворянство Кто такой дворянин?Каковы обязанности дворянина?Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство? Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин XVIII век ТрадицииДревнерусская литератураЗападноевропейская литератураРусский фольклорАнтичная литература НоваторствоОбличение пороковГерой – русский, православный человекНовая русская сатира, драма, прозаИдеи государственности и просвещения Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков.Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм. Классицизм От лат. «classikus» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик XIV (XVII в.) Россия – Пётр I (XVIII век) Воспитание человека в духе верности государству Культ разума, рационализм Эстетические принципы Принцип «подражания природе».Ориентация на античное искусство.Простота, стройность, логичность композиции произведения.Общественная, гражданская проблематика.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Эстетические принципы Строгая иерархия жанров.Теория «трёх штилей».Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.Выделение одной ведущей черты в характере героя.«Система амплуа».Правило «трёх единств». Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806 г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785 А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764 Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова. Жанры Высокие Средние Низкие трагедияодаэпопея научная поэзияэлегияпослание комедиябаснясатира Писать отточенно, изящно, вдохновенно,Порою глубоко, порою дерзновенно,И шлифовать стихи, чтобы в уме свой следОни оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея.Коль вы прославиться в Комедии хотите,Себе в наставницы природу изберите.Никола Буало. Поэтическое искусство. Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова ЖанрыЛексика Высокие Средние Низкие Высокий: церковносла-вянизмы + Редко, не нарушая стиля - Средний: общеупотре-бительные слова + + + Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Низкий : разговорные, простонародные слова -
+ + Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий.От недостойных чувств пусть будет он свободенИ даже в слабостях могуч и благороден!Великие дела он должен совершать. Никола Буало. Поэтическое искусство. Герои классицизма Резонёр (высказываетмнение автора) Служанка,помощница героини Обманутый отец Второй любовник (неудачник) Герой-любовник Идеальная героиня Герои «Система амплуа» Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:Одно событие, вместившееся в сутки,В едином месте пусть на сцене протечет;Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство. Домашнее задание Письменно ответить на вопросы:Чем для тебя оказался интересен 18-й век?Что тебя удивило, заставило задуматься?Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?