Секреты карельской горницы(урок русского языка)


Секреты карельской горницы Цели:Раскрываем секреты предметов быта наших предков.Работаем с текстом.3.Учимся писать сочинение – описание с элементами повествования. Музей, музейная комната, карельская горница… Как вы думаете, для чего это все создается? Русская печь. Она занимает почетное место в избе. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, а потом и дверь, - словом, строить дом. А когда в доме появились стол, кровать – открытый очаг перестал устраивать человека. Он построил для очага отдельный домик с окошечком и дверцей. Так получилась печь. У первых печек не было трубы, дым шел прямо в дом. Позже появились печки с дымоходом и трубой. На Руси клали печи большие, в пол-избы .Русские печи и сейчас еще есть во многих деревнях. Да и наша деревня – не исключение! Сколько достоинств у русской печки! Она и кухня, и хлебопекарня, и источник тепла, и отличный диван с подогревом! Кирпичи , когда прогреются, то любую боль успокоят, ломоту снимут. Печь- кормилица. Никакая плита не умеет так вкусно варить и печь, как русская печь! Кто не едал бабушкины калитки, ватрушки с творогом, сладкие лапончики ! Румяные, ароматные, жаром пышут! Это печка постаралась сделать их такими аппетитными! Уважительно относились к русской печке ее хозяева. «Печкой-матушкой» величали… И это отношение отражалось в приметах и поверьях: большим грехом считалось плевать на печку и на горящие в ней угольки. Нельзя было заметать в печи чем-нибудь грязным. Русская печь стала и героиней многих русских сказок. О ней сложены пословицы и загадки. План к тексту: 1.От дома к первым печкам.2.Печки с трубой.3.Достоинства русской печки.4.Печь прогреет.5.Печь-кормилица.6.Уважительное отношение к русской печке.7.Приметы и поверья.8.Сказки,пословицы,загадки о печке. Работа с текстом Какими словами в тексте передано уважительное отношение к печи? кормилица, матушка Какие достоинства есть у русской печки? кухня, хлебопекарня, источник тепла, отличный диван с подогревом, любую боль успокоит Что вы представляете, чувствуете, читая строки: «Румяные, ароматные, жаром пышут». А у кого есть дома русская печка? А у бабушки? Грамматическая работа с текстом 1.Внимание на выделенные слова, комментарий орфограмм: окошечком дымоходомпол-избы сделать аппетитным 2.Внимание на слова: печь – печь Что вы можете сказать о них? Сравните их. Объясните правописание. 5.Найти в тексте относительное, качественное и притяжательное прилагательные . Сундук Люлька Утюг Прялка повествование описание рассуждение Типы речи Примерный план сочинения-описания Как эта вещь оказалась в вашем доме?Как она выглядит?Каково ее назначение (раньше и теперь)?Твое восприятие, твои чувства к тому, о чем ты пишешь. Домашнее задание Написать сочинение –описание с элементами повествования о какой-то вещи, предмете из прошлого (самовар, шкатулочка, фотография…) Спасибо за внимание! Учитель русского языка и литературы МОУ « Мегрегская основная школа» Миронова Л. А.