Презентация по методике обучения физике Алгоритм применения методического конструктора на уроках физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академическая гимназия № 1534 г. Москвы Алгоритм применения методического конструктора (на примерах уроков физики) Алеева И.В., учитель физики г. Москва, 2017 г. * Цель мастер класса: повысить уровень профессиональных компетенций педагогов гимназии по направлению использования техники «Конструктора урока» в развитии критического мышления учащихся (на предмете физика)Задачи: - рассмотреть актуальность и алгоритм используемой технологии;- познакомить с приемами работы с конструктором урока для развития критического мышления учащихся;- проанализировать возможность использования методического конструктора на предметах естественнонаучного цикла. * Требования к результатам освоения основной образовательной программы – сформированные УУД В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создает такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность. Результативность образования проявляется также в том, что в процессе учебной деятельности ребенок способен отвечать себе и другим на такие вопросы, как «Что нужно сделать?», «Зачем я это делаю?», «Каким образом я это делаю?», «Как я могу проверить?», «Как я оцениваю то, что я сделал?», «Как я оцениваю то, как я это делал?», «Как могу исправить то, что не получилось?» * Сформированность УУД определяется мониторинговыми исследованиями по умениям • ставить учебную задачу• правильно оформлять и вести записи в тетради• понимать последовательность действий• сравнивать полученные результаты с учебной задачей• определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности• оценивать деятельность — свою и одноклассников• планировать свою деятельность• вносить изменения в содержание задач• определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели• поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)• различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей• составлять на основе текста таблицы, схемы, графики• составлять сложный и тезисный план•готовить доклады, выполнять реферативные работы и др. * * Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академическая гимназия № 1534 г. Москва * Конструктор урока-это совокупность методических приемов, обеспечивающих целостность и сохранность основных этапов урока и обеспечивающая его целенаправленную действенность.Цель создания конструкторов -систематизировать педагогические приемы, которые технологичны и применимы в условиях обычной современной школы. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педагогической техники – инструменты творчества. *
Конструктор урока (универсальный) * Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”: 1.Обязательное обозначение основных разделов урока.2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.5.Создание собственного “Конструктора” уроков. Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:1.Значительно возрастает многообразие уроков в деятельностном подходе.2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения. * 1. Верю не верю, ЗХУ (стадия вызова).2. «Инсерт» (стадия осмысления).3. ЗХУ, опрос по цепочке (стадия рефлексии). Формируемые УУД: познавательные Ученик научится основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, явлений, подтверждать гипотезы на основе изученной информации. * Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление. 7 класс 1. Движение воды за поршнем в насосе объясняется тем, что «природа боится пустоты»?2. Открытие атмосферного давления связано с усовершенствованием устройства всасывающего насоса?3. Воздух имеет вес?4. Давление воздуха на вершине горы меньше чем у основания?5. Молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на землю под действием силы тяжести? * Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление.7 класс.Стадия вызова -приемы «Верите ли Вы?» «ЗХУ» * Тема: Атмосферное давление. Вес воздуха.7 класс.Стадия осмысления -прием «Инсерт» 1. Базовый лист контроля (стадия вызова).2. Прием «FISHBON» (стадия осмысления).3. Опрос по цепочке (стадия рефлексии). Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные ставить проблему, аргументировать ее актуальность, делать умозаключения и выводы на основе аргументации, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи * Тема: Основные положения МКТ и их опытные обоснования.10класс. * Характеристика приема * Тема: Основные положения МКТ и их опытные обоснования.10класс. 1. Привлекательная цель, ЗХУ (стадия вызова).2. Прием «Своя опора» (стадия осмысления).3. ЗХУ(стадия рефлексии).Формируемые УУД: регулятивные и познавательные Научиться: целеполаганию, преобразованию практической задачи в познавательную, анализу условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале, планированию путей достижения целей, адекватной оценке правильности выполнения действий, основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, структурировать информацию, включая умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. * Тема: Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. 8 класс Прием - привлекательная цельПрием домашнего задания- идеальное заданиеминимальное- п.39-41 упр. 16 (1,2)тренировочное упр. 16(3)творческое-подобрать интересныефакты, составить задачи, плакаты и др. * Тема : Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. 8 класс * Прием актуализации знаний – ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) и закрепления знаний – своя опора * * * Сущность взаимосвязи видов культур *
Взаимообмен и взаимосвязь достигается на основе смежных областей знания естественнонаучного и гуманитарного - этика естествознания, рационализацией гуманитарной культуры.Процесс развития человечества координирует две культуры.Оба вида культуры являются самостоятельными ветвями системы научных знаний и духовной культуры.Основополагающую ценность для человека представляют естественнонаучная и гуманитарная культуры, т.к. выражают единство законов развития природы и общества. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека) [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Г. Гранатов. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 351 с. * Источники информации:Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., Альянс «Дельта»,2003. Даутова Е.В., Иваньшина О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.СПб.:КАРО,2014. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.Гин А.А. Приемы педагогической техники. Вита-Пресс, 2016 г. * Спасибо за внимание! *