Презентация о возникновении и развитии классической гитары Гитара от истоков до современности
ГИТАРА ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Первый струнный инструмент возник очень давно из охотничьего лука. Натягивая тетиву, какой-то охотник на заре человечества услышал приятный медленно угасавший звук. Тогда и родился первый струнный щипковый инструмент.
Древнейшие инструментыШли годы, десятилетия. К одной струне-тетиве стали прибавляться другие. Они делались разной длины и толщины, натягивались с разной силой. А в зависимости от этого и звучали по-разному: одни выше, другие ниже.
Простейшие струнные инструменты Лукообразныеинструменты
Древнегреческие инструментыУстройство лиры предельно простое – фигурная деревянная рама и вертикально натянутые струны, чаще всего их четыре.Кифара – это усложненная лира.У неё добавлен плоский резонатор и увеличено количество струн – до восемнадцати.
Гусли - пример первых корпусных струнных инструментовПотом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром -- лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы.
барельеф в буддийском монастыре Эртама в Узбекистане ( между 1 веком до н.э. и 3 веком н.э.)Таким образом, слово гитара - (исп. quitarra от греч. kithara ) произошло от греческого «кифара».А первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары и имеющие гриф, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.Самые ранние сохранившиеся свидетельства – это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей).
Подобного рода инструменты существуют и в наши дни на Балканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в Греции – базуки. В Центральной Азии , на севере Индии, Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении двухструнный дутар.
История гитары в нашу эруРешающий момент в истории развития инструмента – появление нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Более всего историки гитары склоняются к мысли, что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и Европе. Появление инструментов – непосредственных предшественников гитары и их дальнейшую эволюцию на протяжении первых веков нашей эры невозможно проследить из-за отсутствия достоверных данных.
Гитара в средние века Знаменитая Штутгартская псалтырь, выполненная во Франции, в (ок. 830-860), содержит интересные миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определенно названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трех до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра. Латинское слово cithara происходит от греческого слова кифара и ещё задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей гитары.К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай. Самые близкие к нему по времени изображения инструментов – предшественников гитары мы находим лишь в X – XI веках в Испании.
Рисунки из штутгартской псалтыри ix век нашей эры
Начиная с X века можно выявить формирование определенного типа инструмента, совмещающего в себе черты, которые в эпоху Ренессанса «распределятся» между различными видами щипковых – такими, как виола, виуэла, и гитара.
Виуэла и виола
Мавританская гитараНачиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская. Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатор), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники.
Латинская гитараЛатинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары
Вариант мавританской гитарыПри игре на латинской или римской кифаре использовалась игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре - приём rasgeado, то есть "бряцание" по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком - punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой - apoiando и без опоры - tirando на струну после щипка.
виола да мано В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela). По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, её можно назвать матерью гитары. С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано - ручная виуэла. Виуэлы делал знаменитый Страдивари.Vihuela бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра. На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы.В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.
Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарвае. Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века, а к концу века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету. В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название "диференсиас" (различия), дело доходило до 120 вариаций на одну тему.
Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. Автор итальянский художник караваджо «лютнист»Лютня – ближайший родственник гитары, один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд (в переводе с означает «дерево»). Что подразумевает довольно высокий уровень мастерства и развитую технологию обработки древесины твёрдых пород. Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.
Китаррон – разновидность лютни.Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13-14 хоров. Дв вида настройки: 1)G-c-f-a-d’-g’ или A-d-g-he’-a’ 2) A-d-f-a-d’-f’.Для лютни писали Гайдн, Вивальди , Бах. У него лютня звучит в Страстях по Матфею.Один юный скрипач, впервые увидав китаррон (вариант лютни), обомлел: «Господи, да разве ж его настроишь когда-нибудь?!» И действительно, одна колковая коробка для 11 (иногда более) струн, идущих вдоль грифа, другая (на конце шейки) – для 8 свободно вибрирующих басовых струн.
Гитара в эпоху возрожденияВ то время строение большинства музыкальных инструментов продолжает эволюционировать, гитара, начиная с 15 в., уже имеет вид, близкий к современному. Некоторые элементы конструкции, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Но форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.На всех изображениях того времени, где музыкант-гитарист представлен в момент игры, по-прежнему преобладает горизонтальное положение инструмента. Игра пальцами начинает брать верх над игрой плектром.Первый золотой век. XVI век – знаменательный период в развитии гитары, хотя это время не привносит существенных новшеств в строение инструмента. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, мандолиной, виуэлой, арфой, лютней то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит около 1540 года; упоминание о нем можно найти в сочинении, выпущенном в Пуатье (1556). Автор его не без сожаления замечает: « В моем раннем детстве большинство увлекались [лютней], чем гитарой; но в последние двенадцать или пятнадцать лет все наше общество обратилось к гитаре; исполнители на гитаре сегодня чаще встречаются во Франции, чем в Испании». Очень быстро мода распространяется на Западную Европу.
Фрески эпохи возрождения с гитарой
Xii векГитара того времени была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). В XVI веке добавляется к гитаре пятая струна, и именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой - на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.
В первой половине XVII века характер гитарной музыки меняется не в лучшую сторону. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев. Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, "дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой." Во второй половине XVII века в гитарном искусстве вновь наступает период расцвета. И на этот раз обновление приходит из Франции. Для преподавания игры на гитаре молодому французскому королю ко двору призывают прославленного педагога и музыканта Франческо Корбетту (1656), под руководством которого Людовик XIV овладел инструментом. В его правление гитара вновь становится любимицей аристократии и композиторов. И вновь мода на гитару завоевывает всю Европу. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санза. Он был знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Книга Санза «Instruction de Musica sobre la guitarra Española», впервые изданная в Сарагосе в 1674 году, представляет собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн и содержит многочисленные пьесы для гитары
Испанская гитара табулатура гаспара санза xvii век
Гитара в xviii веке Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары. Теперь вместо семи звуков в аккорде (у гитар с двойными струнами - две басовые настраивались в октаву) извлекались только пять. Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам - появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. Существовали двенадцатиструнная гитара, семиструнная гитара, гитара с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее хранится гитара, на которой натянуто 32 струны. Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ. Когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с уже утвердившимся названием испанская гитара. Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали её не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней.
Пятиструнная гитара
Десятиструнная гитараГитары xviii века
Первая половина XIX векаБлагодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара в первые десятилетия века становится предметом повсеместного увлечения; вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании или Италии. Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, Фердинандо Карулли, Мауро Джульани, Маттео Каркасси…Все они сочиняют для гитары и занимаются преподаванием, воспитывая и любителей, и профессионалов; как следствие этого появляется большое количество школ, методических пособий, сборников упражнений, теоретических трудов, гитара поднимается на уровень профессионального инструмента.
Современная классическая гитара берет свое начало от инструментов, созданных испанским гитарным мастером Антонио де Торресом. Антонио де Торрес (1817 - 1892) по сей день признан лучшим мастеров гитар, его даже называют "Страдивари гитары". Гитары, которые он констуирует начиная с 1850 года, по типу строения весьма современны. В 2007 году на аукционе Кристи его гитара была продана за $ 157 000. Он вырабатывает новые нормы конструирования инструмента:- увеличение объема корпуса, который делается более широким и глубоким;- установление вибрирующей части струны (65 см);- трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вполоть до резонаторного отверстия;- возврат к креплению струн с помощью завязывающихся узелков; подставка остается снабженной порожком;- установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения.
7 веерных пружин Антонио Торреса, изобретенных им для крепления деки.
Гитара Антонио Торреса
Части гитары антонио торреса
Фернандо сорПостепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия испанец Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений. Сор - виртуоз и композитор, один из самых значительных классических гитаристов XIX века. Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.
Он получил музыкальное образование в католическом монастыре и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку. Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ. Он сочинял симфонии, струнные квартеты, различные сочинения для голоса с гитарой и фортепиано, а также произведения для гитары соло. Сор жил и работал в Париже и Лондоне. В столице Великобритании в 1821—1824 также были поставлены четыре балета Сора, среди которых наибольшим успехом пользовалась «Золушка». Это произведение ставилось также в Париже (более 100 раз). Несколько лет Фернандо Сор жил в России, где Также «Золушка» исполнялась 6 января 1825 года на открытии вновь отстроенного после пожара московского Большого театра.Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
Фернандо сор
Генриэтта Роннер-Книп «Кошки с гитарой» 2 половина XIX век а В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в Европе наступает долгий упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.Гитара постепенно вытесняется фортепиано.
Франсиско таррегаВ 70-е годы XIX века начинается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги (1852-1909). Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, - гитара была его судьбой. Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепьяно, т.к. класса гитары тогда не было. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем - Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он как гитарист посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Он сочинял (более 40 произведений), перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов - Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями.
испанские посиделкиФ. Таррега — основоположник современной школы игры на гитаре, продолжатель лучших традиций испанской школы, заложенных Ф. Сором и Д. Агуадо, реформатор стиля игры на этом инструменте. Главными и определяющими признаками новой школы стали выразительность и красочность звучания, богатство технических приемов. Его считают отцом современной классической гитары. Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы начинают от нее уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов, для гитары снова наступает сложный период.
Андрес сеговия (1893-1987) Наступление XX века ознаменовало второе рождение гитары. Революционные изменения в игру внесло время и новые исполнители такие, как Андрес Сеговия.Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился». В 1910 году в Гранаде состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, за ним последовали концерты в Севилье и Барселоне в небольших концертных залах.Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении. Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.
Каждый концерт добавлял популярности музыканту. Его имя знала вся Испания. «Пионер гитары», именно так назвали гитариста в журнале «El Hogar» после одного из выступлений в Южной Америке. Тур 1924-25 года по Германии, Австрии, Франции и Англии позволил снискать славу одного из самых высококлассных виртуозов. Затем была Америка и Япония. В 1926 году Сеговия приехал в Москву, его концерт состоялся на сцене Малого зала Московской консерватории, в СССР он был всего 4 раза. С гастролями он объездил буквально весь мир. Перед 90-летним днем рождения Андрес Сеговия отправляясь в гастроли по Японии, написал : «Большую часть своей жизни я провожу вне стен своего дома: концерты в разных уголках мира, встречи со слушателями, друзьями, и обязательная дань музыке, 4-5 часов на игру!».Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами, делал сам транскрипции для гитары произведений Баха, Альбениса. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х. Турина, М. Кастельнуово-Тедеско,М. Понсе , Х.Родриго) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов». В 1958 году Сеговия стал обладателем премии «Грэмми» за лучшую запись сольной академической музыки.Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. Своей виртуозной и глубоко музыкальной игрой Сеговия способствовал повсеместному возрождению интереса к гитаре и доказал ее жизнеспособность как сольного концертного инструмента.
обложка пластинки Андреса СеговииСеговия так формулировал цели своего творчества: "Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам:1) отделение гитары от бездумных увеселений фольклорного типа;2) обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значение в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т. д.3) донесению красоты звучания гитары до филармонической публики всего мира;4) влиянию и воздействию на авторитеты в консерваториях, академиях и университетах с целью включения обучения игре на гитаре в программы этих учебных заведений на тех же правах, что и на скрипке, виолончели, фортепиано и т.д.
xx век гитара в живописи xx векаXX век – расцвет классической гитары. Корни успеха гитары восходят к началу 1800-х годов. В её сегодняшнем «золотом веке» есть заслуга Г.Санза, Ф.Сора ,Д.Агуадо, М.Джулиани. Л.Лениани, Ф.Карулли. ,М.Каркасси , Ф.Тарреги, А.Торреса, А.Сеговии , Д.Агуадо и других.С конца девятнадцатого – начала двадцатого века акустическая гитара вышла в концертные залы – до этого она считалась «домашним», камерным, салонным инструментом. Сейчас гитара – самый распространенный музыкальный инструмент. Это и сольное исполнение и различные формы аккомпанемента, ансамбли с другими инструментами – скрипкой, домрой, мандолиной, балалайкой. Также составляются ансамбли из одних гитар. Из композиторов , пишущих для гитары в xx - xxi веке можно отметить Эйтора Вилья-Лобос, Антонио Лауро, Аугустина Барриоса, Брайан Фернихоу, Лучано Берио, Роланда Диенса, Лео Брауэра, Тристана Мюрей, Фрэнсиса Клейньянсаей Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает.
Интересные гитары xx века
сПисок использованной литературы 1.http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.html2.http://mp3.malovato.net/music/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B3.http://www.lute.ru/instrument_eng.htm4.http://abateguitar.narod.ru/A_g_article1_2.htm5. Журнал "Гитарист" (Россия, 1993, 1997, 1998, 1999)6. Элен Шарнассе. «Шестиструнная гитара» М.: «Музыка», 1991. 7. М. Вайсборд "Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века.Очерк жизни и творчества "http://classicg.ucoz.ru/publ/m_vajsbord_quot_andres_segovija_i_gitarnoe_iskusstvo_xx_veka_ocherk_zhizni_i_tvorchestva_quot/1-1-0-58. http://muzbank.net/posts/istoriya-vozniknoveniya-gitary.html