Презентация Создание РППС в ДО в соответствии с возрастными требованиями, а также требованиями ФГОС ДО
Создание развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в ДО в соответствиис возрастными и программными требованиям, а также требованиями ФГОС
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому большое внимание в ДО уделяется созданию развивающей предметно – пространственной среды. «Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии сособенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (ФГОС ДО)
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде ДО
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижныхиграх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей вовзаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей;щ
Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Безопасной - все элементы предметно – развивающей среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности .
Предметно – развивающая игровая среда должна выполнять следующие функции:- образовательную;- воспитывающую;- стимулирующую;- организационную; - коммуникативную.Развивающую предметно – пространственную среду следует разделять на различные игровые пространства (зоны, уголки, секторы, центры и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно - образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДО, где осуществляется образовательная деятельность детей, (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов). Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДО.
Для построения РППС в ДО выделяем основные принципы:; принцип открытости гибкого зонирования; стабильности – динамичности развивающей среды; полифункциональности.
Принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»Так в, РППС каждой группы должны быть включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме Центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах должны быть оборудованы Центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В Центрах детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности РППС тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин". Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
При организации РППС в ДО необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.Целенаправленно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Спасибо за внимание!!!