Презентация по литературе на тему Святочные рассказы. А.И. Куприн Чудесный доктор (5 класс) ТРКМЧП
Теория ВызовОсмыслениеРефлексия Обращение к личном опыту, прием «Ассоциации»Чтение с остановками, кластер, прогнозированиепродолжить работу с кластером Цели предметныеПрочитать рассказ Куприна «Чудесный доктор»Познакомиться с особенностями жанра святочного рассказа метапредметныеРаскрыть понятие «рождественского чуда» как проявления неравнодушия, участия, внимания во взаимоотношениях между людьмиСоставить кластер Вызов Ребята, посмотрите на первый слайд нашей презентации. Что на нем изображено?Какой праздник связан с елкой?Назовите мне праздник, который идет по календарю за новым годом?Какие ассоциации у вас возникают со словом Рождество? Запишите.. Святочный рассказ Почему эти рассказы назывались святочными?Святки, святые дни, святые вечера Рассказ «Чудесный доктор» Жанровые особенности святочных рассказов Время действия канун Рождества, Святки(7-19января) ? ? ? Чудо разрешение безвыходной ситуации ? ? Чтение рассказа(первая остановка) Кто главные герои рассказа?Чем привлекала мальчиков витрина гастрономического магазина?Объясните, почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? Вторая остановка В какое время года происходит действие рассказа?Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?Что предпринимают в семье Мерцаловых, чтобы выйти из безвыходной ситуации? Третья остановка Мог ли швейцар передать письмо по назначению?Почему он, по вашему мнению, этого не сделал? Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Четвертая остановка Как происходит встреча Мерцалова с доктором?Запомнили ли вы фамилию незнакомца в парке, как вы думаете, почему он не захотел ее назвать? Как вы думаете, чем закончится рассказ?Слушание окончания рассказа в аудиозаписи. Пятая остановка Говорит ли вам о чем-нибудь Фамилия незнакомца Пирогов?Как вы думаете, это реальное лицо или вымышленное? Н.И. Пирогов (1818-1881) «…подумай, мы живём на земле не для себя только». (из письма к жене) Памятник знаменитому русскому врачу – Николаю Ивановичу Пирогову, основоположнику военно-полевой хирургии, почётному гражданину Москвы, был установлен 3 августа 1897 г. Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда?»Какими поступками Мерцалов доказывает, что доброта и милосердие чудесного доктора живы? Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?Как вы понимаете слово «чудесный»?Какой секрет хранит рождественская елка?О чем вас заставил задуматься рассказ?В какие чудеса стоит верить людям? Рефлексия доброта участие милосердие отзывчивость внимание «…главное – не падайте никогда духом». Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. (И.Шевелев)Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде.(Сенека)Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(И.Гете)Какой из афоризмов наиболее точно отражает основную мысль рассказа? Жанровые особенности святочных рассказов Время действия канун Рождества, Святки Фантастичность, таинственность Установка на истинность, реальность событий Поучительность, назидательность рассказа Чудо разрешение безвыходной ситуации Божья помощь, жизненная удача, благоприятное стечение обстоятельств Перелом в сознании героя, внутреннее перерождение Прочитали рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»Познакомились с жанром святочного рассказаРаскрыли понятие «рождественского чуда» как проявления неравнодушия, участия, внимания во взаимоотношениях между людьми 1. Напишите сочинение-эссе на одну из тем: а)Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…Главное – не падайте никогда духом»?б)В какие чудеса следует верить людям?2. Составьте синквейн к одному из слов: чудо, секрет, рождество, милосердие. Домашнее задание Материал подготовили: Иванова Наталья Александровна,.учитель русского языка и литературы МКОУ Белоярской СОШ.Бобкова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бархатовская СОШ» При подготовке урока в технологии РКМЧПБыло легко ???Было трудно: найти идею для разработки урока, подобрать содержаниеВыбрать приемы работы, соответствующие целям урока