Презентация по литературе на тему Трагический смысл рассказа А.И. Куприна Гранатовый браслет


Разработала преподаватель русского языка и литературы 1 категории Переверзева И.П. загадочное томленье обогащенье благодать Любовь, любовь - загадочное слово.Кто мог бы до конца его понять?Всегда во всем старо ты или ново,Томленье духа ты иль благодать?Невозвратимая себе утратаИли обогащенье без конца?Горячий день, какому нет закатаИль ночь, опустошившая сердца?А может быть, ты лишь напоминаньеО том, что всех нас неизбежно ждет?С природою, с беспамятством слияньеИ вечный мировой круговорот? Всеволод Рождественский Тема урока:Трагический смысл рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»Цель урока: Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Домашнее задание: Прочитать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Назовите основную тему произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет».О чем рассказывает писатель? Опорные знания ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Георгий Желтков Вера Николаевна Шеина Почему А. И. Куприн назвал рассказ «Гранатовый браслет»? Фрагмент из кинофильма «Гранатовый браслет» Какими важными историческими событиями характеризуется эпоха конца XIX начала XX века? первая мировая война 1914 революция 1917 Страсть Радость Испытание Загадочная Трагическая Счастье Вечная Мука Эпиграф урока: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслажденья служить ей»  У. Шекспир Цели урока: Исследовать художественное воплощение темы любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».Формировать навыки анализа литературного произведения.Воспитывать умение прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, желание понимать чувства других людей. Задачи урока:Раскрыть основной смысл предложенных эпизодов рассказа «Гранатовый браслет».Определить роль художественных средств, как они характеризуют взаимоотношения героев.Сформулировать выводы по проблеме урока. Работа творческих группЦель : На примере взаимоотношений героев эпизода раскрыть различные представления о любви.  ПЛАН РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Изучить содержание эпизода; охарактеризовать событие, составляющее его основу.Проанализировать взаимоотношения героев.Подтвердить свои суждения текстом, выделяя ключевые слова и выражения.Сформулировать вывод: какое проявление любви характеризует эпизод? СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛИз Русского толкового словаря В.В. Лопатина.ПРИВЫЧКА – ставшая постоянной, обычной склонность совершать какие-нибудь действия, поступки.ЖАЛОСТЬ – печаль, сожаление.ПОКЛОНЕНИЕ – чувство преданного восхищения, благоговения; преклонение.ТРАГЕДИЯ – ужасное, тяжелое событие, несчастье.ДАР – способность, талант.ЛЮБОВЬ – чувство глубокой привязанности, сердечной склонности к кому-чему-нибудь.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВАЭпитет - художественно-образное определение.Сравнение – сопоставление.Риторический вопрос.Рефрен – повторение в конце строки. Лексика (книжная, оценочная). Христианские мотивы. Результаты исследования текста Группа 1 Группа 2 Группа 3 Ключевые слова и выражения Понятия любви Вывод  №п/п Критерии оценки работы Баллы 0-5 1 Правильность изложения материала, соответствие цели работы 2 Доступность изложения 3 Логика изложения, четкость, аргументированность 4 Речевая грамотность, культура изложения материала 5 Результативность Лист оценивания ЗаданиеНа примере взаимоотношений героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», раскрыть различные представления о любви  Результаты исследования текста Группа 1Семейная жизнь Шеиных Группа 2 Группа 3 Ключевые слова и выражения «можно было обойтись»,«не придал им настоящего значения»,«прежняя любовь давно перешла в чувство прочной  дружбы»  Понятия любви ПРИВЫЧКА  Вывод Результаты исследования текста Группа 1Семейная жизнь Шеиных Группа 2История любви офицера Группа 3 Ключевые слова и выражения «можно было обойтись»,«не придал им настоящего значения»,«прежняя любовь давно перешла в чувство прочной  дружбы»  «случай совсем жалкий»,«очень нехорошо себя вела»,«пусть будет счастлива»,«солдаты на него богу молились»,«она велела»,«ухаживал за этим трусом и лодырем» Понятия любви ПРИВЫЧКА  ЖАЛОСТЬ  Вывод Результаты исследования текста Группа 1Семейная жизнь Шеиных Группа 2История любви офицера Группа 3Прощальное письмо Желткова Ключевые слова и выражения «можно было обойтись»,«не придал им настоящего значения»,«прежняя любовь давно перешла в чувство прочной  дружбы»  «случай совсем жалкий»,«очень нехорошо себя вела»,«пусть будет счастлива»,«солдаты на него богу молились»,«она велела»,«ухаживал за этим трусом и лодырем» «вся жизнь заключается только в вас»,«нет ничего лучше»,«в вас воплотилась вся красота земли»,«были моей единственной радостью в жизни»,«да святится имя твое» Понятия любви ПРИВЫЧКА  ЖАЛОСТЬ  ПОКЛОНЕНИЕ  Вывод Результаты исследования текста Группа 1Семейная жизнь Шеиных Группа 2История любви офицера Группа 3Прощальное письмо Желткова Ключевые слова и выражения «можно было обойтись»,«не придал им настоящего значения»,«прежняя любовь давно перешла в чувство прочной  дружбы»  «случай совсем жалкий»,«очень нехорошо себя вела»,«пусть будет счастлива»,«солдаты на него богу молились»,«она велела»,«ухаживал за этим трусом и лодырем» «вся жизнь заключается только в вас»,«нет ничего лучше»,«в вас воплотилась вся красота земли»,«были моей единственной радостью в жизни»,«да святится имя твое» Понятия любви ПРИВЫЧКА  ЖАЛОСТЬ  ПОКЛОНЕНИЕ  Вывод Это чувство разносторонне, философия любви включает в себя множество ее разновидностей. У Куприна любовь – трагедия. Трагичность любви, жизни подчеркивает красоту этих понятий. Опережающее заданиеЗначение музыкальной темы в финале рассказа «Гранатовый браслет» Кадры из кинофильма «Гранатовый браслет» Проблемный вопрос урока: «Любовь… Великий дар или трагедия?»Эпиграф урока: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслажденья служить ей». У. Шекспир Тема урока:Трагический смысл рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»Цель урока: Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Домашнее задание: 1. Продолжите фразу: Любовь – это… (письменно).2. Прочитать повесть А. И. Куприна «Олеся». Рефлексия Какие чувства оставил в душе у вас рассказ А.И. Куприна? О чем пришлось задуматься? Не бывает любви несчастной.Может быть она горькой, трудной,Безответной и безрассудной,Может быть смертельно опасной. Но несчастной любовь не бывает,Даже если она убивает.Тот, кто этого не усвоит, Тот счастливой любви не стоит...Б.Заходер