Сценарий открытого урока по литературному чтению
Российская Федерация Муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №71г.о.г. ВоронежРожманова В.П., учитель начальных классовСценарий открытого урока по литературному чтению (1 «Б» класс, 2015-22016 уч.год, УМК «Школа России»)
Тема урока:«Буква Я и ее звуки.Россия – Родина моя» .Цели урока:Познакомить обучающихся с буквами Я,я, обозначающими два звука (в начале слова и после гласного звука).Работать над формированием навыков выразительного чтения.Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.Прогнозируемые результаты: уметь сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, составлять слого – звуковые схемы к словам, учиться понимать текст, ставить к нему вопросы.
Целеполагание и мотивацияФормируемые УУД:Личностные (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)Учащиеся проявляют психологическую готовность к учебной деятельности
Учитель: Громко прозвенел звонок - Начинается урок.Наши ушки на макушке,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.У меня прекрасное настроение.Просигнальте светофориком своё настроение. Итак, включаемся в учебную деятельность. Желаю вам успешной и плодотворной работы.
Актуализация опорных знанийКоммуникативные УУД:(умение выражать свои мысли в соответствии с задачей)Регулятивные УУД:(планирование своих действий с поставленной задачей: составление модели предложения); оценивание качества и уровня усвоения учебного материала.
Личностные УУД: (формирование чувства любви и гордости к Родине)Работа с пословицамиАнализ предложенияПовторение теоретических знаний Учитель:Сегодня на уроке будем говорить о Родине.
Пословицы о Родине: Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что соловей без песни. Жить – Родине служить.- Чему учат пословицы?- Какие чувства испытываете к Родине?
Составим схему – модель к предложению:Ребята любят свою Родину.Вызванный учащийся выполняет задание, класс следит за ответом - действием, опираясь на «Лист контроля»
{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Критерий оценки1.Правильность выполнения каждого действия.+ +2.Соблюдение нужного порядка действий. - +3.Самостоятельность выполнения. + +Лист контроля(оценка ответа – действия)
Ответ ученика:«Ребята любят свою Родину».Это предложение. Оно выражает законченную мысль.Предложение состоит из 4 слов. Первое слово – ребята, черчу линию с уголком, потому что в начале предложения печатается большая буква. Оставляю пробел, так как слова в предложении пишутся отдельно. Второе слово – любят, обозначаю его чертой, пробел. Третье слово - свою, обозначаю чертой, пробел. Четвертое слово – Родину. Черчу линию с уголком. Это имя собственное.В конце предложения делаю большую паузу и на схеме обозначаю точкой (точка – знак завершения)В этом предложении говорится о ребятах (определение подлежащего – опережающее обучение).
Повторение теоретических знанийЗадание: «Закончите фразу»Слово Родина записана с помощью...буквЧитая, мы произносим …звукиЗвуки и буквы русского языка делятся на …гласныеИ …согласныеОдин гласный звук образует …слог
Учитель:Продолжаем путешествие по стране букв и звуков. Смотрим на ленту букв («Азбука» с 109). Назовите гласные буквы…а,о,и,ы,еЧто обозначают гласные буквы а,о,ы,у?Твёрдость предшествующего согласного.Что узнали про букву е ?Обозначает мягкость предшествующего согласного; обозначает два звука в начале слова и после гласных.
Сегодня у нас встреча с новой буквой.Послушаем стихи, которые приготовили ребята.Поглядите-ка, друзья,Смастерил скворечник я,А в скворечник залетелаВместо птички – буква Я (Е. Тарлапан)Я сказала про себя:Хоккеист известный я.Шайба прямо в цель летит – Гол! Закончен алфавит. (В. Степанов)Каждый знает: буква Я Самая хвастливая (Г. Юдин) Буква Я шагает гордо,Всем на свете буква ЯДоложить готова:А вы знаете, кто я ?Я не только буква Я –Буква - слог и слово. (А. Шибаев)
Определение учебной задачи Регулятивные УУД:(определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя)Учитель:Вы прослушали стихи. Как можно сформулировать тему нашего урока ? Определяем учебные задачи. Ученики:«Буква Я» – это тема урока. Задачи: узнаем, какая эта буква гласная или согласная, что она обозначает в слоге, как произносится.Будем работать со слого-звуковыми схемами, думать, рассуждать, доказывать, быть активными на уроке.
Учитель:Буква Я – особенная буква, имеет свои секреты.
Тема урока:«Буква Я и ее звуки.Россия – Родина моя.»Планируемые результатыУчитель:Определить место буквы я в слове.Произносить слова с буквой я (способ чтения).Определить, какие звуки обозначает буква я.Делать звуковой анализ слов. Читать выразительно.
Поисково – исследовательская деятельность обучающихся(самостоятельная работа с проверкой).Форма работы – групповая.Коммуникативные УУД:(формирование навыков работы в группе, контроль учебной работы, как своей, так и своего одноклассника, построение речевого высказывания)Познавательные УУД:(уметь ориентироваться в системе знаний: какая информация нужна для решения учебной задачи)Регулятивные УУД:(планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей)
Учитель:Сейчас класс превращается в исследовательский центр. Делимся на 3 группы (по рядам). Вспоминаем правила работы в группах.
Правила работы в группе:Внимательно слушаем задание учителяУчитываем мнение одноклассникаПринимаем общее решениеВыбираем представителя от группы для предъявления результата работыЗадание группам
I группа.К какой группе относится буква Я ?II группа.Какую работу выполняет буква Я в слоге – слиянии ?III группа.Когда буква Я обозначает два звука ? Сравните схемы к словам яблоки и яблоня.
Итак, каждая группа получила задание. Ребята, вы в поиске, надо открыть секреты буквы Я. Соблюдайте правила работы в группах.Успехов вам!
Открытие новых знанийФормируемые УУДКоммуникативные УУД:(оформление при ответе на вопрос своих мыслей в монологическое речевое высказывание) Проверка самостоятельной работы. (результаты исследований)
Результаты исследованияI группыВопрос: к какой группе относится буква Я ?Работали по данному плану.1. Произнеси я … Какие звуки услышали?2. Обозначь звуки3. Сделай вывод
Мы четко произносим я [ й – а – а – а – а ]. Буква я тянется, поётся. Сделали звуковку буквы. Слышим 2 звука; первый звук [й], он согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом, второй звук [а], он гласный, обозначаем красным цветом. Делаем вывод: буква я входит в группу гласных букв, значит, одна может образовать слог.Я[ й ][ а ]
Письмо букв Я я в тетрадях.(используем электронное сопровождение к уроку).Учитель:Буква я является и слогом. Давайте послушаем результаты исследований II группы.
Результат исследования II группы.Вопрос: какую работу выполняет буква я в слоге – слиянии ?Чтение по таблице:ма ва та да ра ламя вя тя дя ря ляМы провели исследование, читая слоги. Все слоги открытые, равны слиянию, а различаются слоги согласными звуками. В первой строке даны слоги – слияния с гласной а , читаем твердо. Во второй строке слоги – слияния с гласной я , произносим мягко: мя вя тя … После мягких согласных слышится звук [а]. Вывод: если после мягкого согласного слышится звук [а], то буква я обозначает мягкость предшествующего согласного.
Учитель:Итак, какую работу выполняет буква я в слоге - слиянии? Ученики:Обозначает мягкость предшествующего согласного.Учитель:Игра «Камень – вата»Девочки, приготовьте схему – модель мягкого согласного звука- , а мальчики – твёрдого - .На твердый согласный в слоге – слиянии встаёт мальчик, на мягкий – девочка.Называю слоги:ВАРЯДЯМАСАЛЯДАДелаем вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [а], то буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного.
style.rotation
Результат исследования III группы.Вопрос: Когда буква я обозначает два звука?Мы сравнили схемы к словамЯблоки [й а б л а к и] Яблоня [й а б л а н а]Схемы одинаковые: 3 гласных, 3 слога, 6 букв, 7 звуков. Одинаковая последовательность звуков. Первый слог состоит из 3 звуков [й а б].В начале слышатся два звука [й а], а в письменной речи употребляется буква Я.Делаем вывод: буква Я, как и буква Е, обозначает два звука, если стоит в начале слова.
Учитель:Итак, мы сделали 3 открытия о букве Я. Работа по теме урока.Познавательные УУД:(использовать различные виды чтения: сплошное, выборочное, смысловое; использовать простейшие приемы анализа текста: устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль) Задачи этапа:1. Чтение слов с буквой Я в столбиках на с 112 учебника.2. Работа над текстом «Земля» (с 111 «Азбука»)4. Работа над текстом «Маяк»5. Знакомство с картиной И.К. Айвазовского «Девятый вал»
Работа над текстом «Земля»( «Азбука» с 111)Учитель: - Читаем слово … земля. Определите место буквы Я (после согласного звука). - На что указывает буква Я? (на мягкость согласного звука). Слово земля – многозначное. Что мы называем землей ? Знакомство с лексическим значением слова земля.
ПЛАНЕТА - это третья планета солнечной системы, которая вращается вокруг солнца и вокруг своей оси.СУШАТак моряки называют берег, материк.ПОЧВАЭто поверхность, которая входит в состав коры нашей планетыИтак, слово одно, а смысл разный.
Чтение текста («Азбука» с 111) Вопросы к тексту.Что посадили у дома ?Чтобы Родина была краше, каждый старается посадить сад, цветы, построить дом.Чему будут рады мама, папа, сестра ?Выборочное чтениеПрочитайте предложение, в котором слово земля употребляется в значении сушаВ значении планета - Что узнали про Луну?
Учитель:Мы говорим – родная земля. Земля – это государство, это страна, в которой мы живём. Как называется наша страна?Россия
Перед вами карта Российской Федерации. Наша страна огромна и очень красива. Вы, дети, маленькие граждане большого и могучего государства.
Назовите главный город нашей страны ?МОСКВАВ центре Москвы расположен Московский КремльА это Спасская башня - самая главная башня Кремля из 18. На ней установлены часы – куранты.
Почему этот город так важен для нашей страны?Москва – это столица нашей Родины. Здесь работает наше правительство.Каждый гражданин должен знать символы нашей Родины : герб, флаг, гимн.
Что представляет собой маяк ?Это башня, внутри которой горит яркий светНаверху фонарищеЯркий, как пожарище.Виден он во все моря, Нету ярче фонаря. В. МаяковскийЗагадкаРабота над текстом «Маяк»
Парная работа: составить слого – звуковую схему к слову маяк (у каждого обучающегося схемы – модели)Слого – звуковой анализ слова маяк- М А Я КПлан ответа:Укажи, сколько букв и звуков в слове.Почему звуков больше, чем букв ?Определи место буквы Я в слове.Вывод : буква Я обозначает 2 звука , так как стоит после гласной
- Что изображено на иллюстрации ?- Что плывет по морю ?- Кто кружит над палубой корабля ?
Чтение учащихся ( сплошное, «жужжащее», чтение «цепочкой»)- Как завыл ветер на море ?- На сколько сильно потемнело вокруг ?- Что сверкало вокруг ?- Как взлетала морская волна ?Выборочное чтение.
Перед вами картина Айвазовского И.К. «Девятый вал»
Море ещё не успокоилось после ночного шторма. Оно освещено лучами восходящего солнца. Море кажется живым. Катятся огромные волны. Самая большая волна – девятый вал. Снова готова обрушиться на измученных стихией людей. Они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Учитель:
- Как вы думаете, справятся ли они с бедой ?Учащиеся высказывают уверенность, что мужество и вера помогут людям справиться с грозной стихией.Учитель:Возвращаемся к тексту.- Куда же спешат в бурю и шторм суда ?К земле, на берег, в порт.- Что помогает судам смело идти в порт?
style.rotation
Итоговая рефлексия1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания;2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание. Вопросы учителя:Какую учебную задачу вы решали? Удалось ли её решить?В какой ситуации будете принимать новые знания?Возникали затруднения, и удалось ли их преодолеть? Что помогало вам в работе?Что было интересным для вас на уроке?Чьи ответы, чья работа на уроке вам понравилась? Почему?
Довольны ли своей работой на уроке? Оцените свои учебные достижения. Зажгите свой светофорик.Просигнальте, с каким настроением заканчиваете урок.
Спасибо за работу!